Лингвистическая сказка "В гостях у Имени прилагательного"
Червякова Мария, 6 класс Православной гимназии им. Александра НевскогоСказка "В гостях у Имени прилагательного"
Часть1Часть 2
Орфография в гостях у Прилагательного
О правописании сложных имен прилагательных.
Много дел у принцессы Орфографии. И вот её величество Орфография решила навести порядок у очень дружных, но капризных сложных имен прилагательных. Давно у них стоит вопрос: стоять им через дефис или писаться слитно. Дорога к сложным прилагательным короткая, так что принцесса быстро добралась до них. Как только она вошла, она очень удивилась, потому что увидела совершенно спокойных и дружных прилагательных. Первым делом она произвела перепись населения. И увидела, что если сложные прилагательные образованны от двух равноправных слов и если обозначают цвет, то они предпочитают иметь дефис - и она решила, что пускай так и будет. А слитно и неразлучно просят быть записанными прилагательные, если они образованны от словосочетания. И тут принцесса изменять ничего не стала. Видно, зря волновались прилагательные!
Не с прилагательными.
Много переделала дел Орфография, да стались еще дела.
В этот раз - проблема так сказать с нехочухой «НЕ». «НЕ» очень не хотела стоять с прилагательными. Но Орфография не только умная и красивая, но еще и очень мудрая и плюс - хороший оратор. И поэтому, сколько не сопротивлялась нехочуха, все равно принцесса уговорила её. Ведь не всегда все бывает хорошее а есть и НЕхорошее. И вот пошла принцесса с «НЕ» указ издавать.
УКАЗ
«Если слово без «НЕ» не употребляется или если можно подобрать синоним к слову, то пишем слово с «НЕ» слитно.
Если есть противопоставление с союзом «а», то пишется такое слово с «НЕ» пишется раздельно.
И со словами: вовсе не, отнюдь не, далеко не - прилагательное тоже пишется раздельно.»
Имя прилагательное
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвозд… то бишь существительных!
Хотелось бы видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы делали вы, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов! - спокойно возразило Существительное. – Вдумайтесь в моё имя: Сущность – мать моя, Суть – бабушка!
Долго они спорили, но тут вышло Прилагательное с подносом в руках:
Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло.
Надо вам сказать, что у Существительного была слабость: маэстро любил вкусно покушать, а из всех блюд любил жареную колбасу.
Ваша любимая, языковая, из свиного языка,- доложило Имя прилагательное.
Я тебя не звал!- возмутился Глагол.
Я такая же часть речи, как и вы,- с достоинством ответило Прилагательное.- Но вам я не подчиняюсь. И во всём согласуюсь только с маэстро Существительным.
Да-да,- подтвердило Существительное.- Это мой верный друг и помощник. Почему вы обижаете моих друзей?
Не вижу необходимости в нём,- хмуро заметил Глагол.- Зачем, например, говорить языковая колбаса, свиной язык , если можно колбаса из языка, колбаса из свиньи…
Дело вкуса,- скромно заметило Прилагательное.
Вот-вот!- обрадовался Глагол.- Дело вкуса, а не вкусное дело . Обойдёмся без Прилагательного!
Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться,- вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса ?- иронично заметило Прилагательное.
Ну и что?- спросил Глагол.
А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный!
Подумаешь, тоже мне – часть речи!- презрительно фыркнул Глагол
У вас сегодня, дорогой Глагол, скверное-прескверное настроение,- с обидой сказало Прилагательное.
Я вам не дорогой!- продолжал ворчать Глагол.
Кстати, - заметило Существительное,- гостиная и столовая, где вы сейчас изволите пребывать,- тоже прилагательные, которые стали исполнять мои обязанности. Так что Прилагательное - не только мой верный помощник, но порою и заместитель.
Зато сказуемым оно наверняка не умеет быть,- не унимался Глагол.
Вы так думаете? – улыбнулось Прилагательное и бойко продекламировало: «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы…» Заметьте, не дорогой Глагол: ни одного глагола!
Глагол, насупившись, замолчал, а Прилагательное продолжало:
Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р.Рождественского:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
Давайте не будем ссориться. Мы все нужны и все важны.
Глагол помолчал, а потом вдруг сказал:
Красиво звучало! Мне понравилось.
И снова наступил мир в стране Частей речи. А Прилагательное, помня поддержку Существительное, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.
План занятия:
Аннотация: урок – театрализованное представление. Действующие лица: автор (учитель), царь, царевна, гонцы, Иван – царевич, помощники Ивана (учащиеся класса). Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.
Цель: систематизация знаний о прилагательном, формирование умения находить и правильно писать орфограммы в прилагательном.
Оборудование, наглядность: карточка со словом прилагательное для составления кластера, напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа, ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.
– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.
– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.
– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.
– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:
Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).
– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.
– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.
– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).
– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.
– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).
1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.
группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению. группы: Словообразование имен прилагательных. группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных. группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных. группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).
– Довольна ли ты, царевна?
– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд
– Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд ? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.
– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?(Иван– царевич отвечает правило написания ).
– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).
– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски ).
Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.
Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.
– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).
– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.
– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее ).
Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.
Раздельно
– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?
– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки ).
1. Исправьте допущенные ошибки:
2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:
– Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.
Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.