Грамматическая сказка родились прилагательные с очень покладистым. Лингвистическая сказка "имя прилагательное" Сочинить сказку про имя прилагательное

Лингвистическая сказка "В гостях у Имени прилагательного"

Червякова Мария, 6 класс Православной гимназии им. Александра Невского
Педагог: Малышева Елена Алексеевна
* * * * *
Цель: формирование у детей положительной мотивации к изучению русского языка
Задачи:
1. Обобщить изученное в 6-м классе по теме "Имя прилагательное"
2. Способствовать развитию речеведческих навыков учащихся.
3. Продолжить работу по формированию образного мышления учащихся
Данные материалы будут интересны учителям-словесникам в качестве опорного или иллюстративного материала.

Сказка "В гостях у Имени прилагательного"

Часть1
В далекой-далекой стране Лингвистике в городе Морфология живет много-много частей речи: есть и Имя Существительное, и Имя Прилагательное, и Имя числительное и Местоимение и Глагол, и Наречие. Всем им служат Частицы, Союзы, Предлоги.
Давайте навестим сегодня Имя Прилагательное. Странно, да вроде бы все понятно: это имя, которое к чему-то прилагается. Но нет, если мы заглянем в их огромный «офис», где все лежит на своем месте, где у каждого свое значенье мы увидим... Впрочем, зачем я вам рассказываю, пойдемте я лучше вам все покажу, как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Итак, начнем: имена прилагательные очень разные хоть и отвечают на похожие вопросы это: Какой? Каков? Чей? Но дальше уже все сложнее: имена прилагательные очень изменчивые, хотя… есть и те признаки, которые никогда не меняются - это разряд (и вот мы поднимаемся на 2 этаж). Как вы заметили, за каждым кабинетом кипит своя работа.
1-й кабинет - это кабинет Притяжательных прилагательных – там трудятся все прилагательные, которые обозначают принадлежность к какому либо лицу и отвечают на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?
2-й кабинет – Качественных прилагательных. У этих прилагательных есть краткая форма, которая отвечает на вопрос, каков? Эти прилагательные сочетаются со словом «очень» и к ним можно подобрать антоним.
В 3-м кабинете работают относительные прилагательные и они всегда имеют отношение к другому предмету.
В кабинет с надписью «Степени сравнения» пропуск только у Качественных имен прилагательных, потому что они очень любят, наряжается. Например: на прогулку, когда хочется выглядеть лучше, они одевают «простенькое платье с суффиксами – ей - ,-е - , или -ш е- . А когда они идут в гости, то стараются выглядеть более или менее. Потому что в эти дни их все вокруг сравнивают.
Ну а когда у них День Рождение, то они примеряют суффиксы –айш, - ейш -, потому что в этот день они красивейшие, гостеприимнейшие, очаровательнейшие, одним словом превосходнейшие. Те прилагательные, которые брезгуют суффиксами, подбирают самый лучший наряд, и тоже становятся превосходными.
Здесь надо отметить, что все прилагательные работают на существительные и всегда к существительным прилагаются. Существительные женского рода нанимают только прилагательные женского рода. Тоже самое - на бирже труда у существительных мужского рода и среднего рода. Причем, все они должны быть исключительно единственного числа и в строго подходящей падежной форме. Ну, а если, существительные решили объединиться, тогда род значения не имеет, важно, чтобы число было множественным.
В городе Морфология строжайший порядок!
К частям речи, в том числе и Именам прилагательным, часто обращаются за помощью из города Синтаксис. Их просят выполнить необходимую функцию в Предложении. Главными членами предложения - Генералами, могут быть только имена прилагательные в краткой форме или в простой форме сравнительной степени. Все остальные – имеют второстепенное воинское звание, они являются определениями.

Часть 2

Орфография в гостях у Прилагательного

Сколько нужно «Н»?
Принцесса Орфография однажды решила навестить своих друзей Имен прилагательных, потому что к ней вползли слухи всего разного наговорили.
Не успела она начать собирать свои вещи, как прибегают буквы «н» и «нн» и начинают кричать:
- Ой оёёй ой.
-Что случилась? – спросила принцесса.
-Мы были у имен прилагательных и решили навести порядок а они, а они…- продолжали кричать буквы.
-Так, стойте, как я поняла: прилагательные не хотят соглашаться с вашими правилами.
-Да, да, они не хотят.
-Ну, ничего я как раз собиралась навестить их. Собирайтесь мы едим к ним. –Хорошо,- отвечали буквы.
Прошло несколько часов езды…
Ну вот и приехали.Как здесь красиво! – сказала принцесса.
Но время не ждет, пошли. Как только они вошли к ним сразу же подбежали прилагательные и стали просить, чтобы кому-то дали две « н», а кому-то одну.Принцесса всех выслушала, но приняла решение сама.
- Дорогие прилагательные, я вижу, что у вас случилась беда. И я помогу вам. Отныне в суффиксах –ин- , -ан- и –ян- будет писаться одна «н», но по просьбе прилагательных: оловянный,деревянный и стеклянный - я прибавляю им еще одну « н».
Две «н» будет писаться в суффиксах –енн-, -онн-. Но по неразрывной дружбе прилагательного ветреный с одной « н » там пусть будет писаться одна «н» Но вы не забывайте также, что у вас есть и слова с корнем, где уже есть конечная -н - у этих слов будет прибавляться суффикс –н-. Ну вот теперь все хорошо, и мы можем приступить к веселому празднику!

О правописании сложных имен прилагательных.
Много дел у принцессы Орфографии. И вот её величество Орфография решила навести порядок у очень дружных, но капризных сложных имен прилагательных. Давно у них стоит вопрос: стоять им через дефис или писаться слитно. Дорога к сложным прилагательным короткая, так что принцесса быстро добралась до них. Как только она вошла, она очень удивилась, потому что увидела совершенно спокойных и дружных прилагательных. Первым делом она произвела перепись населения. И увидела, что если сложные прилагательные образованны от двух равноправных слов и если обозначают цвет, то они предпочитают иметь дефис - и она решила, что пускай так и будет. А слитно и неразлучно просят быть записанными прилагательные, если они образованны от словосочетания. И тут принцесса изменять ничего не стала. Видно, зря волновались прилагательные!

Не с прилагательными.
Много переделала дел Орфография, да стались еще дела.
В этот раз - проблема так сказать с нехочухой «НЕ». «НЕ» очень не хотела стоять с прилагательными. Но Орфография не только умная и красивая, но еще и очень мудрая и плюс - хороший оратор. И поэтому, сколько не сопротивлялась нехочуха, все равно принцесса уговорила её. Ведь не всегда все бывает хорошее а есть и НЕхорошее. И вот пошла принцесса с «НЕ» указ издавать.
УКАЗ
«Если слово без «НЕ» не употребляется или если можно подобрать синоним к слову, то пишем слово с «НЕ» слитно.
Если есть противопоставление с союзом «а», то пишется такое слово с «НЕ» пишется раздельно.
И со словами: вовсе не, отнюдь не, далеко не - прилагательное тоже пишется раздельно.»

Имя прилагательное

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:

Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвозд… то бишь существительных!

Хотелось бы видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы делали вы, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов! - спокойно возразило Существительное. – Вдумайтесь в моё имя: Сущность – мать моя, Суть – бабушка!

Долго они спорили, но тут вышло Прилагательное с подносом в руках:

Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло.

Надо вам сказать, что у Существительного была слабость: маэстро любил вкусно покушать, а из всех блюд любил жареную колбасу.

Ваша любимая, языковая, из свиного языка,- доложило Имя прилагательное.

Я тебя не звал!- возмутился Глагол.

Я такая же часть речи, как и вы,- с достоинством ответило Прилагательное.- Но вам я не подчиняюсь. И во всём согласуюсь только с маэстро Существительным.

Да-да,- подтвердило Существительное.- Это мой верный друг и помощник. Почему вы обижаете моих друзей?

Не вижу необходимости в нём,- хмуро заметил Глагол.- Зачем, например, говорить языковая колбаса, свиной язык , если можно колбаса из языка, колбаса из свиньи…

Дело вкуса,- скромно заметило Прилагательное.

Вот-вот!- обрадовался Глагол.- Дело вкуса, а не вкусное дело . Обойдёмся без Прилагательного!

Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться,- вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса ?- иронично заметило Прилагательное.

Ну и что?- спросил Глагол.

А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный!

Подумаешь, тоже мне – часть речи!- презрительно фыркнул Глагол

У вас сегодня, дорогой Глагол, скверное-прескверное настроение,- с обидой сказало Прилагательное.

Я вам не дорогой!- продолжал ворчать Глагол.

Кстати, - заметило Существительное,- гостиная и столовая, где вы сейчас изволите пребывать,- тоже прилагательные, которые стали исполнять мои обязанности. Так что Прилагательное - не только мой верный помощник, но порою и заместитель.

Зато сказуемым оно наверняка не умеет быть,- не унимался Глагол.

Вы так думаете? – улыбнулось Прилагательное и бойко продекламировало: «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы…» Заметьте, не дорогой Глагол: ни одного глагола!

Глагол, насупившись, замолчал, а Прилагательное продолжало:

Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р.Рождественского:

О русской природе, о милой природе

С зарёй в материнских глазах,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слёз.

Давайте не будем ссориться. Мы все нужны и все важны.

Глагол помолчал, а потом вдруг сказал:

Красиво звучало! Мне понравилось.

И снова наступил мир в стране Частей речи. А Прилагательное, помня поддержку Существительное, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.

План занятия:

  1. Составление кластера “Имя прилагательное”.(7минут).
  2. Выступление групп. (5минут).
  3. Формирование умений и навыков:
    А) Объяснительный диктант.(10минут). Б) Выборочный диктант.(10минут). В) Морфологический разбор прилагательного(5минут). Г) Работа со стихотворением(7минут). Д) Графический диктант(7минут). Е) Контроль знаний(15 минут).
  4. Домашнее задание.

Аннотация: урок – театрализованное представление. Действующие лица: автор (учитель), царь, царевна, гонцы, Иван – царевич, помощники Ивана (учащиеся класса). Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.

Цель: систематизация знаний о прилагательном, формирование умения находить и правильно писать орфограммы в прилагательном.

Оборудование, наглядность: карточка со словом прилагательное для составления кластера, напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа, ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.

Ход урока

– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.

– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.

– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.

– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:

Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).

– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.

– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.

– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).

– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.

– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).

1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.

группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению. группы: Словообразование имен прилагательных. группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных. группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных. группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.

– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).

– Довольна ли ты, царевна?

– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд

– Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд ? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.

– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?(Иван– царевич отвечает правило написания ).

– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).

– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски ).

Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.

Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.

– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).

– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.

– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее ).

Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.

Раздельно

– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?

– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки ).

1. Исправьте допущенные ошибки:

  1. Сильные восточные и юговосточные ветры хорошо знакомы жителям южных областей.
  2. Лиственые деревья образуют не пролазную многоярусную чащу.
  3. Около аппарата плавали очень славные больше-глазые рыбки.
  4. На столе стояла очень дорогая серебрянная посуда.
  5. Солотча – не глубокая извилистая река.
  6. В нашем озере водится некрупная, а мелкая рыба.
  7. Яркофиолетовые цветы бросались в глаза.
  8. На прилавке стояли свежие кисло-молочные продукты.
  9. Мне купили нового оловяного солдатика.
  10. На улице безветреная погода.

2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:

  1. Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси.
  2. Мальчик никогда (не)видел настоящих бело(крылых) парусников.
  3. Долго ещё был слышен журавли…ый крик.
  4. Бледно(жёлтая) луна еле видна.
  5. Путь до его дома оказался отнюдь (не)близким.
  6. Сегодня ветре…ый день.
  7. На уроке вам понадобится русско(немецкий) словарь.
  8. Маши…ый завод находится недалеко от моего дома.
  9. Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.
  10. В нашем саду расцвели бледно(розовые) незабудки.

– Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.

Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных