Буква ж.звук ж. «Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Закрепление звука в словах

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Конспект логопедического занятия звук и буква «Звук и буква Ж»

Цель занятия:

1. знакомство с артикуляцией звука ж

2. учить определять наличие звука в слоге, слове.

3. Развитие речеслухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, учить говорить красиво, правильно.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой Ж, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж.

1. Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними

2.Объявление темы и целей занятия

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ужата. Ежихи ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ужи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся

-(Ж)

Правильно, Ж

И вы наверное догадались что сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой Ж,и мы отправляемся оправляемся в путешествие по сказочной стране, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

Лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звука Ж

Давайте вместе с вам произнесём звук Ж

Какими должны быть губы, зубы, язычок- когда мы произнесем звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок чашечкой за верхними зубами

Ребята звук Ж гласный или согласный?(согласный)

Какой он твердый или мягкий?(твердый)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. Приложим ладошку у горлышку и произнесем звук ж, и определим будет ли у нас звенеть колокольчик(звонкий)

Послушайте стихотворение о букве Ж, и определите на кого она похожа

Эта буква широка

И похожа на жука

Да при этом словно жук

Издает жужжащий звук

(выставляется на доску изображение буквы ж, похожей на жука)

5.Развитие кинестетических представлений и ощущений

Ребята а какой буквой мы обозначаем звук ж на письме?

Давайте вместе с вами станем волшебниками и превратим звук Ж в букву ж

Обведите по точкам букву Ж

А теперь сложите букву Ж

6.Работа над темой занятия

Пока вы играли в волшебников, маленький жучок отправился в путешествие, посмотрите кого он может встретить в пути, наш жучок начнет свой путь от желтой лужайки, продет мимо ежика, встретит журавля, а затем поговорит с жирафом.

7.Упражнение на развитие фонематического слуха

Вот бежит жучок,а навстречу ему ежик, ежик зовет поиграть жучка в игру поймай звук

Послушайте звуки, слоги и слова и если услышите звук ж, вы должны хлопнуть в ладошии поймать звук.

Звуки ж, ш, л, т, з, с, ш, ж, в

Слоги жи, то, не, жу, жа, ша, зы

Слова школа, пирожок, усы, жаба, шуба, джинсы

Посмотрите на таблицу с какими гласными дружит звук Ж, запишите эти слоги

8Физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с ежиком выполним упражнения

Еж готовится к рекордам (руки на поясе)

Будем заниматься спортом (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает

Штангу кверху поднимает (поднять руки вверх с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5

Можно штангу опускать (опускаем руки)

Ежик низко приседает (приседаем)

И по камушкам шагает(шагаем на месте)

Возвращаемся обратно

Расслабление приятно (выдох, взмахи руками)

9.Развитие звукового анализа на уровне слова

Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

У вас на столе карточки, давайте распределим их по домикам. жаба, снежинка, варежка, лыжи, еж, нож

10.Упражнения на словоизменение .

Я буду называть вам слова, а вы назовете мне маленькое слова

Флаг - флажок, друг - .., .., пирог - .., круг - .., утюг - .., сапог-, снег,

11.Работа над связной речью

Слова

не, жалея,ножек, бежит,

у, Жанны, желтая, пижама

Женя, у, дуба, желуди, нашла

12обогащение словарного запаса по теме «профессии»

13.Подведение итогов занятия

Мы сегодня хорошо потрудились, выполняли все задания лесных жителей.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

Давайте вспомним какой он?

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II . Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III . Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV . Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.

Тема: Звук [Ж]

Цели:

  1. закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
  2. анализ и синтез одно-двухсложных слов
  3. развитие внимания, памяти и логического мышления

Оборудование:

  • магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.

Ход занятия

Организационный этап.

Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.

«Сделав покупку», они садятся на свои места.

Знакомство со звуком [ж].

Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).

Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].

Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.

Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:

  • губы округлены,
  • кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
  • горлышко «поет».

Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).

Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».

Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».

Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].

Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:

  • жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.

Игра «Повтори» (с мячом).

Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.

Чистоговорки:

  • Жу-жу-жу из дома выхожу.
  • Жу-жу-жу я в лесу хожу.
  • Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
  • Жи-жи-жи бегут ежи.
  • Жа-жа-жа мы нашли ежа.
  • Жу-жу-жу помоги ежу.
  • Жу-жу-жу еду дадим ежу.
  • Жата-жата-жата под кустом ежата.

Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).

Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.

  • Жва-жво-жву.
  • Жва-жво-жву?
  • Жда-ждо-жду.
  • Жда-ждо-жду?
  • Жма-жмо-жму.
  • Жма-жмо-жму?
  • Жна-жно-жну.
  • Жна-жно-жну?

Игра «Что между?».

На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.

Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.

Динамическая пауза.

Движения по тексту:

По бокам себя пошлепаем!
Можем хлопать за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо машем!
Влево машем!
И крест-накрест руки сложим!

Чтение рассказа «Жаба».

«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»

Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].

Показ буквы Ж.

«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)

Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.

Итог занятия.

После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:

«Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком.
Каждый может обижать,
Как об этом не жужжать?»

Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.

Шишкова И.В.,
учитель-логопед

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных