Конспект тематической прогулки в доу. Сборник конспектов прогулок зимой. Выносной материал для прогулок

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Организация и проведение прогулки - сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей

Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • чтение.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Задачи прогулок

  • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

  • Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

    Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром

  • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).

    Подвижные игры на прогулке - одно из любимых развлечений детей

  • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).

    Творческие задания привлекают детей своей необычностью

  • Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

    Зимняя прогулка - время расчистки дорожек и площадки

Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).

    Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.

    Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года

  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.

    Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей

  • Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).

    Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам

  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

    Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда

  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

    Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей

Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.

Варианты выносного материала:

  • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

    Игры в песочнице - один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников

  • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время - санки и ледянки.

    Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят

  • Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

    Вертушка - лучший инструмент для наблюдения за силой ветра

  • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.

    Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории

  • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

    Игры с водой - любимая летняя забава для детей всех возрастов

  • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

    Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки

  • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Организация прогулок в детском саду

Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.

Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки

Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).

Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах

Тематика прогулок Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с явлениями природы
  • «Ветер»,
  • «Облака».
  • «Облака и тучи»,
  • «Что такое погода».
  • «Наблюдение за солнцем»,
  • «Наблюдение за снегом и льдом».
  • «Солнце - источник тепла и света»,
  • «Снег: мокрый, пушистый, крупой»,
  • «Почему происходит смена дня и ночи?».
  • «Осенние листья»,
  • «Изучение сосулек».
  • «Приметы осени»,
  • «Наблюдение за весенним дождём».
  • «Что такое листопад»,
  • «Что такое метель».
  • «Первые заморозки»,
  • «Что такое оттепель».
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью
  • «Наблюдение за автобусом/троллейбусом/трамваем»,
  • «Проезжая часть дороги».
  • «Наблюдение за работами на огороде»,
  • «Как работает шофёр».
  • «Как работает общественный транспорт»,
  • «Наблюдение за работой дворника».
  • «Наблюдение за специальным транспортом»,
  • «Воздушный транспорт».
Изучение представителей растительного и животного мира
  • «Наблюдение за кошкой/собакой»,
  • «Изучение строения деревьев».
  • «Наблюдение за берёзой/осиной/тополем»,
  • «Наблюдение за птицами».
  • «Наблюдение за пауком/муравьём»,
  • «Наблюдение за крапивой/одуванчиком»,
  • «Наблюдение за перелётными птицами».
  • «Наблюдение в огороде за овощами»,
  • «Хвойные и лиственные деревья»,
  • «Сравнительное наблюдение за птицами (вороной и голубем, воробьём и синицей)».
Правила взаимодействия человека с природой «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». «Прогулка в зимний лес». «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе».
Правила безопасности на дороге «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы».
  • «Наблюдение за светофором»,
  • «Наблюдение за пешеходным переходом».
  • «Наблюдение за работой регулировщика»,
  • «Наблюдение за пешеходами».
Развлекательные прогулки с персонажем «Изучаем с Чебурашкой цветы». «Играем с пасхальным кроликом». «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором».
Воспитание любви к родному городу «Двор, в котором мы живём». «Улица нашего детства». «Наш район». «Любимый город/посёлок».
Трудовые акции «Уборка участка осенью». «Засаживаем цветник/клумбу». «Сгребаем снег и строим горку для всех». «Помогаем заливать каток».
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни «На зарядку становись!». «Прогулка на пластиковых лыжах». «Как и зачем закаливать организм». «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе».

Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.

Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе

Авторы Фёдорова Л. П. и Францева Е. И., воспитатели ГБДОУ №71 Калининского района
Название «Осеннее путешествие»
Задачи прогулки
  • Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью (часто идут дожди; созрели плоды и корнеплоды; дует холодный ветер и облетают листья с деревьев; улетают птицы в тёплые края).
  • Развивать и обогащать речь детей по теме, упражнять в умении подбирать к именам существительным прилагательные.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, умения конструировать плоскостные картинки из природного материала (листьев).
  • Развивать трудолюбие и умение помогать взрослым.
  • Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре.
  • Продолжать работу по формированию умения прыгать на двух ногах в длину с места, способствовать повышению двигательной активности.
Выносной материал и оборудование
  • Мнемокарты,
  • карты для дидактических игр,
  • грабли для уборки листвы с территории,
  • предметы для самостоятельной игровой деятельности.
Ход прогулки В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
  • Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зелёный дом,
    Чудеса увидишь в нём. (Лес).

В.: Сегодня мы отправимся в лес.

  • Мы сейчас в поход выходим.
    По тропинке в лес заходим.
    Руки за спину кладём.
    И по брёвнышку идём (идут на носочках).
    До чего трава высока (идут, высоко поднимая ноги):
    То крапива, то осока.
    Ноги выше поднимай,
    На траву не наступай.
    А сейчас по кочкам
    Прыжки на носочках (очень тихо идут на носочках).
    Если с кочки упадёте,
    То утонете в болоте!
    Вновь мы стали на дорожку,
    Постояли тут немножко.
    Повернулись все кругом
    И пустились бегом (бегут друг за другом).
    Снова все в колонну встали
    И знакомою тропой
    Все отправились за мной!

В.: Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).

  • Золотом покрылось всё,
    Словно в чудной сказке.
    Кто принёс нам вот такие
    Золотые краски? (Осень).

В.: А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Какая бывает осень?».
Игра «Следы осени» (по мнемотаблице):

  • часто идут холодные и моросящие дожди;
  • солнце светит, но уже не греет;
  • дует холодный ветер, начался листопад;
  • в лесу пропали грибы и ягоды;
  • собран урожай грибов и ягод;
  • птицы улетают на юг.

В.: Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
Игровое упражнение «Шуршащие листочки».
Экспериментальная деятельность «Какими материалами можно шуршать?» (ткань, бумага и полиэтиленовая плёнка).
В.: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Они укрывают всю землю тёплым, пушистым ковром. Этот ковёр защитит корни деревьев от лютого холода. Опавшие листья не мусор, они нужны деревьям! Давайте поиграем с вами в игру «Мы осенние листочки».

  • Мы листочки, мы листочки (машут листочками над головой),
    Мы осенние листочки.
    Мы на веточке сидели,
    Ветер дунул - полетели (разбегаются по площадке).
    Перестал дуть ветерок (садятся в кружок),
    Мы присели все в кружок.
    Ветер снова вдруг подул (разбегаются по площадке)
    И листочки быстро сдул.
    Все листочки полетели (приседают на корточки)
    И на землю тихо сели.

В.: Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы?(Ивовые).
В.: Идём дальше. Какое это дерево? (Берёза). Какого цвета у него листья? (Жёлтые). На какую геометрическую фигуру похож лист берёзы? (На треугольник). Как называются листья от берёзы? (Берёзовые).
Дидактическая игра «Листочек, к дереву беги!».
Трудовая деятельность.
В.: Мы с вами поиграли. А теперь давайте уберём опавшую листву с участка. Ведь она мокрая и скользкая. И во время игр можно упасть! Соберём листву с участка. Перевезём её на тачках и перенесём в кучи. (Дети сгребают листву и перевозят на тачках).
Игровое упражнение «Через ручеёк».
В.: Пока мы трудились, прошёл небольшой дождик, и у нас на участке появился весёлый ручеёк. Скажите, ручеёк широкий или узкий? Нам надо через него переправиться! Как это мы сделаем? (Перепрыгнем, перешагнём.) Девочки встают около узкой части ручья, а мальчики - около широкой части ручья. (Девочки перешагивают ручеёк, а мальчики перепрыгивают).
Самостоятельная деятельность детей: игры «Семья», «Магазин», «Песочная кондитерская» и др. Во время игр проводится индивидуальная работа по развитию речи.
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал…».
Индивидуальная работа по ФЭМП - «Пирамидка» (разложить листочки по величине).
Индивидуальная работа по художественно-эстетической деятельности - упражнение «Составь узор из листочков» (конструирование из осенних листочков плоскостных фигурок цветов, птиц, животных, рыб, насекомых).
В конце прогулки воспитатель говорит:

  • Куча листьев здесь лежит,
    Кто-то листьями шуршит.
    Из-под листьев -
    Чёрный нос.
    Кто иголками оброс?
    Вы, конечно, догадались,
    С кем мы с вами повстречались? (С ёжиком).

В.: Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем!
Хороводная игра «Ёжик».
В конце прогулки дети строятся парами и идут в группу.

Временной план прогулки

Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке - 10–15 минут для любого возраста воспитанников.

В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается

Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.

Таблица: примерный временной план прогулки «Здравствуй, осень!» во второй младшей группе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе Физическое развитие: упражнения на ходьбу, прыжки и бег Дидактические игры «Найди и покажи», «Угадай, что у меня в руке», «Назови птицу или животное по описанию» Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке листьев с закреплённой за группой территории Речевое развитие: беседы о сборе урожая, о верхней одежде и обуви осенью, о любимых мультфильмах на тему осени Самостоятельная игровая деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–10 минут 7–8 минут 10–12 минут 10–15 минут 30 минут

Таблица: примерный временной план зимней прогулки «Погода вчера и сегодня» в подготовительной группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, регулярное измерение температуры воздуха, занесение наблюдений в дневник погоды Физическое развитие: подвижные игры (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек Дидактические и сюжетные игры зимней тематики Трудовая деятельность: помощь в расчистке дорожек, заливке катка Речевое развитие: разучивание и объяснение поговорок о январе, проведение бесед о народном календаре, зимовке животных и растений Самостоятельная деятельность
Время проведения 10–15 минут 7–10 минут 10–12 минут 7–10 минут 10–12 минут 35 минут

Таблица: примерный временной план прогулки «Вестники весны» в старшей группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за первыми насекомыми, растениями, распускающимися почками на деревьях, вернувшимися с юга птицами Физическое развитие: упражнения на ловкость и меткость Дидактические игры: «Узнай, чей голос» (пение птиц), «Кто больше?»; подвижная игра в горелки Трудовая деятельность: уборка площадки от камешков, веток, щепок. Речевое развитие: чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» Самостоятельная деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–8 минут 8–10 минут 5–7 минут 10 минут 40 минут

Терехова Елена Павловна, воспитатель д/с №53 "Ёлочка" г.Тамбов

Время проведения : 10 часов 00 минут.

Длительность: 2 часа 30 минут.

Оборудование: маршрут-карта, аптечка с набором медикаментов (йод, зеленка, бинт, перекись водорода, ватные палочки) , 2 флажка, вода, стаканчики.

Цель:

Познакомить детей со своей «малой родиной», улицами, жилыми домами и общественными зданиями микрорайона, их назначением;

Научить детей ориентироваться по плану микрорайона;

Закрепить правила уличного движения, правила поведения на улице и в общественных масштабах, обогатить словарь детей;

Расширить знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержанием и значимостью их труда для жителей города;

Стимулировать у детей интерес и любовь к своему микрорайону, заботу о его красоте, чистоте;

Укрепить здоровье детей в процессе прогулок.

  1. Подвижные игры:
  2. а) «Кто быстрее?»

    б) «К названному дереву беги»

    в) «Зеркало»

  3. Основные движения: ходьба парами, в колонне, прыжки через «ров», бег «змейкой», бег со сменой ведущего.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему микрорайону. Вы познакомитесь с различными видами жилых домов и административных зданий, с людьми различных профессий, работающих там, полюбуетесь красотой нашей природы. Помните о правилах безопасности: необходимо слушаться старших и хорошо себя вести, не шуметь, не толкаться, оказывать помощь друг другу, переходить дорогу в безопасных местах, не оставлять в местах привала мусор, беречь природу.

Что поможет нам в путешествии? (План-карта) . Вы уже умеете пользоваться планом. Вы путешествовали по плану в групповой комнате, на участке детского сада. Идем по плану.

Кто знает, на какой улице находится наш детский сад? (Николая Вирты)

А кто такой Николай Вирты? Почему его именем названа улица? (Улица названа в честь русского писателя Николая Евгеньевича Вирты (1906-1976) , жившего в Тамбове и написавшего много литературных произведений, четырежды лауреата Сталинской премии). Цель нашего похода - познакомиться с различными видами домов. Они разные. Обратите внимание на высоту, размер. (Ответы детей) . Посмотрите на план, в каком направлении мы пойдём? (Прямо, влево, прямо, направо, налево, прямо) .

Слева от вас по ходу нашего движения лицей №13 (по плану остановка) . Сколько этажей у этого здания, из какого строительного материала построено здание, какого цвета, что находиться вокруг? (сад фруктовый, березовая аллея, кустарники) . Для чего нужно это здание? (Учить и учиться) . Когда мы сюда приходили? Люди каких профессий здесь работают (учителя, директор, уборщицы, библиотекари, слесари, электрики и т. д.) .

Чем еще можно украсить это здание? (Флаги, шары и т. д.) Некоторые из вас будут здесь учиться.

А справа от нас - частный сектор. Какие здесь дома? (Одноэтажные) Из какого материала они сделаны? (Деревянные, кирпичные) Какими цветами покрашены дома? Что находится около них? (Сады, цветы) Для чего это нужно? Правильно, это придаёт нашему району чистоту и красоту. Улица заасфальтирована, какой транспорт по ней движется? (грузовой, легковой) А мы с вами где идём? (по тротуару) Почему? (чтобы не задавили машины, не испачкали) Идём по плану.

Что же это за здание за забором? Сколько этажей? Как вы догадались? Из какого материала сделан этот дом? Люди каких профессий работают? (воспитатели, учителя)

А сколько этажей у следующего дома? (5) Из какого материала он сделан? (Из бетона и железа) Кто здесь работает? Правильно, здесь живут люди, а не работают. Следующее по плану у нас здание за забором. Какое это здание? Что здесь находиться? Как вы догадались? (Детский сад «Гусельки», сделан из панелей) Люди каких профессий здесь работают? А для чего сделан забор? (Чтобы не заходили посторонние люди и не ездили машины)

А что вы видите справа? По чему вы догадались, что это магазины? (вывески, одноэтажные) А какой это магазин? (Хозяйственный) Почему вы так думаете?

Снова прямо перед нами одноэтажное здание, как оно называется? (Магазин) А как вы думаете, для чего так много построено магазинов в нашем районе? (Для удобства жителей) На какой улице он находится? (Мичуринской) Почему она так названа? (В честь учёного-садовода Ивана Владимировича Мичурина, который многое сделал для науки)

Да, ребята, для хорошей жизни нашим людям нужны и различные учреждения социального быта: различные магазины, больницы и многое другое. Вот мы и подошли к такому зданию. Кто знает, как оно называется? (Сберкасса) Для чего оно нужно? Правильно, здесь принимают деньги на хранение, люди оплачивают коммунальные услуги, т. е. платят за воду, газ, свет, отопление и т. д. , выдают через банкоматы заработную плату и иностранные деньги - валюту. А как называются профессии людей, которые здесь работают? (банкиры, кассиры, операторы)

Посмотрите назад. Что вы видите? 2 дороги. Чем они отличаются? (Одностороннее движение и двухстороннее движение) Какое большое здание вы видите через дорогу? (Здание полиции нашего Октябрьского района) Для чего оно нужно? (Люди получают паспорта, документы и многое другое) Обратите внимание, как расположены здания: они чередуются друг с другом: административные и социальные с жилыми. Для чего так сделано? (Чтобы было удобно людям)

Кому из вас знакомо это красивое здание? (Супермаркет «Огонёк») Что вы можете о нём рассказать? Чуть дальше, в глубине улицы, за зелёным уголком находится очень строгое здание - здание Администрации нашего района. Кто работает там? Чем оно украшено? Здесь мы сделаем привал. Разглядите деревья, как они называются (ели, берёзы, тополя, туи)

  1. Игра «К названному дереву беги»
  2. Игра «Кто быстрей?» Давайте на память о прогулке наберём шишек.
  3. Сбор шишек для поделок.

Дети, что вы видите сбоку? (Ателье) Как вы догадались? Люди какой профессии там работают? Сколько этажей в этом здании? А ко сколько этажному зданию оно пристроено? Для чего это сделано? (Для удобства жителей нашего района)

Прямо перед нами Парк Победы и монумент «Самолёт». Кому посвящены эти места? (Героическим защитникам Родины в годы войны)

Наш путь преграждает ров? Как нам быть? Что вы предлагаете? (Прыгнуть) И вот мы на перекрёстке улиц Мичуринской и бульвара Энтузиастов. Как вы думаете, почему он так называется? (Потому что широкий, длинный) Здесь большое движение транспорта. А что помогает этому движению? (Светофор и пешеходный переход) Что вы видите прямо перед собой? (Микрорынок «Океан», магазины, библиотеку, почту) Люди каких профессий там работают?

Мы продолжаем путь и слева видим в жилом доме какое-то общественное здание (Филиал поликлиники им. В. Н. Коваля) Кто здесь работает? (Врачи, медсестры) Сколько этажей в этом здании? Что находится в соседнем доме? (Магазины и парикмахерская) Люди каких профессий там работают? Для чего нужен их труд? (Делать людям приятное, красиво) А все ли люди относятся к чистоте и порядку одинаково? Кто делает мусор на улицах? Украшают ли наш город неубранные улицы? Что нужно делать, чтобы наш город был красивым? Кто это должен делать? (Все мы)

Итог

Наш поход завершен. Что вам больше всего понравилось в нем? Я предлагаю вам нарисовать в группе рисунки и показать в них что вы видели, где вы были.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зелёные и красные,

Далёкие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные,

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие!

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Цели прогулки:

Формировать у детей представления о взаимосвязи живой и неживой природы;

Воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, ;

Использовать в речи интонацию вопроса, восклицания, радости, удивления, восхищения;

Учить правильно согласовывать в речи существительное с прилагательным в роде, числе и падеже;

Учить детей формировать ответы приложениями;

Ход занятия

Ребята выходят на прогулку и вдруг на своем участке в ДОУ они замечают странного человека в длинном плаще, расшитом звездами. Он ходит и как будто, что-то ищет, рассматривает все вокруг.

В. Ребята, кто бы это мог быть, давайте подойдем и узнаем.

Дети. Здравствуйте, а кто вы такой?

Человек. Здравствуйте, ребятишки. Я звездочет, изучаю планеты, звезды. И вот я пролетал мимо вашей планеты и мне очень захотелось познакомиться с вами поближе. Ваша планета сверху такая красивая. Куда я попал?

Дети. Наша планета называется Земля, а это - наш детский сад.

Звездочет. Ребята, я ни на одной планете не видел столько зеленых растений, и тут еще много чего очень интересного. Расскажите мне о вашей природе, пожалуйста.

В. Уважаемый звездочет, мы очень рады с вами познакомиться и как раз сейчас мы с ребятами собираемся отправиться в царство природы по экологической тропе. Пойдемте с нам. Вы вместе с ребятами узнаете много интересного.

Звездочет. С удовольствием.

В. На нашем участке оставлены растения, которых не коснулось благоустройство, то есть, так называемый уголок нетронутой природы.

Догадайтесь о чем я вам загадаю загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Это лес.

Правильно - это фрагмент настоящего лиственного леса: деревья, кустарники, травянистые растения. Это часть нашего участка дополнена объектами, имитирующими натуральные объекты природы. Создана экологическая тропинка, по которой мы сейчас отправимся в наше путешествие. Вот смотрите, перед нами цветочная клумба, на цветочке сидит бабочка. Про бабочку есть загадка:

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей: пьет нектар. Опыляет цветы). А у нас над головой деревья: белая акация, американский клен.

А теперь мы пройдем по «Дорожке здоровья». Из чего она выложена? (ответы детей: из шишек, камушек, бревнышек). И перед нами деревянный мостик (дети преодолевают препятствия). Смотрите, справа от нас небольшая клумба с ароматными растениями - настурциями, понюхайте, какой у них аромат. (Дети вдыхают приятный запах цветов)

Посмотрите, какая-то интересная горка, огражденная березовыми столбиками, над ним растет молодя березка. Отгадайте загадку:

В лесу у березы, суета беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет -

Из лесного сора строит себе город.

О ком эта загадка? (Ответы детей: это муравьи)

Кто такие муравьи? (Ответы детей: насекомые). Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из чего? (Ответы детей: из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек). В муравейнике много ходов и выходов. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи - это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями - одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

Ой, какое большое бревно! Давайте на нем отдохнем. Отгадайте загадки:

Красненький петушок,

По жердочке бежит.

Накормишь - живет. Напоишь - умрет.

Ребята, что это? (Ответы детей: огонь).

Что это такое перед нами? (Дети: костер)

Верно, это кострище, давайте «погреем» ручки у «костра». (Имитированный костер из хвороста, рядом котелок, в нем вода, плавают искусственные рыбки) В котелке «варится» уха. Что еще можно на костре приготовить? (Дети: можно испечь картошку). Давайте мы с вами поиграем;

Игра «Горячая картошка»

Цель: развивать внимание, ловкость.

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели. Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше-выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развивать быстроту реакции, способность увертываться смекалку.

Дети играют начиная со считалки:

Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь ты.

(Дети читают стихи и загадки о птицах.)

Я дятел, я по дереву стучу

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая, невеличка,

Беленькая с животы,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети. Ласточка.

Дразнилка. Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться,

На крышу не садятся.
Мать-отца не знаю,

Но часто называю;

Детей знать не буду -

Чужим буду.

Дети. Кукушка.

Обратите внимание, ребята, перед вами ветряная вертушка, ее называют флюгер. Посмотрите, дует ветер, а вертушка вращается. А вот роза ветров. Она имеет четыре направления: север, юг, запад, восток.

Дети. Да это же Дуремар, наверное, пиявки искал. А вы знаете, какая птица любит часто прилетать на болото? Попробуйте догадаться:

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, за лягушками к болоту (Аист).

В. Верно. Вокруг болотца растут растения, такие же, как около настоящего болота. «Леший» с «Кикиморой» охраняют наше болото. И чтобы они пропустили нас дальше, давайте подарим для них песню «Мир похож на цветной луг».

(У их ног Лешего и Кикиморы лежит старое корыто, в котором посажены цветочные растения. Рядом с болотом находится емкость для измерения дождевых осадков.)

Идем дальше, наблюдаем разнообразие деревьев, кустарников: каштан, верба, береза, клен. Что у деревьев общего? (Дети: ствол, ветки, листья, плоды). А чем деревья различаются? (Дети: формой листьев, семенами, плодами, толщиной ствола). Смотрите, по пенечкам, обросшим мхом, бегают насекомые: жуки-солдатики, муравьи.

В. Ребята, смотрите, где это мы оказались? (Перед нами стоит плетень из лозы, на нем тарелки, котелок, рядом лежит вязанка дров, кастрюльки, стаканчики.).

Дети. Это же Федора! У нее посуда убежала.

В. А почему убежала посуда?

(Ответы детей: Федора не любила мыть посуду, никогда не делала уборку в доме).

В. Мы должны объясним Федоре, что нужно заботиться о себе, о своем здоровье. (Дети рассказывают, что нужно следить за своим здоровьем, заниматься спортом, бережно относиться к животным, растениям и ко всему окружающему.) Прощаются с Федорой.

Вот еще одна клумба. Здесь растут цветы, у которых разное время цветения.

Пора возвращаться.

(Дети вспоминают о том, что видели, закрепляют знания по экологическому образованию).

Звездочет. Ребята, огромное вам спасибо, я много узнал о вашей планете. Мне было очень интересно.

В. Ребята, давайте подарим Звездочету поделки из природного материала (Дети изготавливают поделки из шишек, листьев, семян и т.д.)

Прогулка летом в старшей группе. Конспекты

Конспект руководства деятельностью детей в первой половине дня на прогулке в летний период на неделю в старшей группе.

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Предлагаю Вашему вниманию конспект руководства деятельностью детей в первой половине дня на прогулке в летний период. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада.
Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством наблюдений, труда в природе и игр.
Задачи:
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность.
- Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей;
- Обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы.

1. Наблюдение за ромашкой.


Прочитать детям стихотворение о ромашке.
Расцвела в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Лепесточки раз и два...
Все резные кружева.
Настя в садик прибежала
И ромашку увидала,
И захлопала в ладоши:
"Ой, какой же он хороший!
Этот беленький цветочек
Пересадим мы в горшочек".
Мама ласково сказала:
"А в горшочке места мало.
Пусть растет в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Здесь и солнце, и вода,
Пусть цветет в саду она!"
(Л. Некрасова)
Предложить детям найти ромашку среди других растений и описать ее внешний вид: стебель, листочки, лепестки.
Рассмотреть с детьми ромашку: цвет стебелька, листьев, лепестков, сердцевины, форму цветка.
Цель: Расширять знания детей о ромашке и ее полезных свойствах.
Вопросы к детям: - Как найти ромашку среди других цветов?
- Какой формы и цвета лепестки у ромашки?
- Чем целебна ромашка?

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике. Порыхлить землю. Убрать сорняки.

3. Индивидуальная работа с детьми.
Учить девочек перебрасывать друг другу волан с помощью ракетки. Подбрасывать над собой волан с помощью ракетки.
Цель: Развивать движения в игре.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь группу».
Цель: Развивать речь детей, накапливать словарь.
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»
Цель: Уточнять знания детей о работниках магазина, о покупателях, о значение товара для повседневного спроса.
Подвижные игры: «Мяч в центре», «Убегай-догоняй», «Салки с мячом», «Салки с хвостиками».
Цель: Развивать движения в игре. Учить действовать с мячом по сигналу.

1. Наблюдение за насекомыми (шмелем).


Отправляясь в свой полёт,
Он гудит, как самолёт!
Пролетая над полями,
Над душистыми цветами,
Собирает с них пыльцу
И несёт её к крыльцу.
Быстро в норку заползает
И на время затихает...
Кто же этот странный зверь?
Это наш мохнатый...

Понаблюдать, как красиво, жужжа, порхает над цветами шмель.
Предложить рассмотреть внешний вид шмеля, части тела, узнать, чем он питается, какую пользу приносит растениям.
Сказать детям, что шмель, перелетая с цветка на цветок, переносит цветочную пыльцу.
Загадать детям загадку:
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий...
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде шмеля и его значении.
Вопросы к детям: - Кто мне опишет внешний вид шмеля?
- Какую пользу шмель приносит растениям?
- Что делает шмель, перелетая с цветка на цветок?
Наблюдение провожу по подгруппам.
Провожу после наблюдения беседу о пользе насекомых в природе.

2. Труд в природе.


3. Индивидуальная работа с детьми: «Классики»
Цель: Упражнять детей в прыжках в длину.
Продолжать учить детей ориентироваться среди цифр.
Методы и приемы: показ, индивидуальная помощь, положительная оценка.

4. Игры с детьми.


Подвижные игры: «Салочки», «Прятки», «Догонялки», «День-ночь», «Бездомный заяц», «Мышеловка».
Цель: Совершенствовать бег детей. Развивать внимание, скорость, ловкость.

1. Наблюдение за бабочками.


Прочитать детям стихотворение о бабочке.
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?

Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Понаблюдать как красиво, неслышно порхают над цветами бабочки.
Предложить рассмотреть внешний вид бабочек, части тела, узнать чем они питаются.
Подвести детей к выводу, что бабочки отличаются по величине и окраске крыльев.
Загадать детям загадку:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет…
У бабочек 2 пары крыльев. Они покрыты цветными чешуйками. Чешуйки очень нежные и при легком прикосновении к ним стираются.
У бабочек 6 ног при помощи которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.
У них есть усики и хоботок., свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.
Сказать детям, что бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.
Загадать детям загадки о бабочках:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде бабочки и ее значении.
Вопросы к детям:
- Сколько у бабочек пар крыльев?
- Чем покрыты крылья у бабочки?
- Что делает бабочка, перелетая с цветка на цветок?
Наблюдение провожу по подгруппам.

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике.
- Ребята, что-то наши растения совсем опустили головы, наверное, их нужно полить, как вы считаете?
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

3. Индивидуальная работа с детьми: «Счет в пределах 10»
Цель: Продолжать учить считать до 10 и обратно.
Рассказать стихотворение на арифметику:
На диване у Танюшки
Грудою лежат игрушки:
Пять матрешек, Буратино,
И веселый Чиполлино.
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры: «Составь группу», «Геометрические фигуры».
Цель: Развивать математические способности детей.
Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»
Цель: Познакомить детей с работниками зоопарка. Дать новые сведения о жизни животных.
Подвижные игры: «Мяч соседу», «Мяч в центре», «Догонялки», «Пятнашки».
Цель: Совершенствовать бег детей, скорость, ловкость.
Психологическая игра «Магический круг»
Цель: Учить детей делать друг другу комплименты. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

1. Наблюдение за воронами.


Прочитать детям стихотворения про ворон:
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р».
Понаблюдать с детьми за воронами, посмотреть как они летают.
Покормить с детьми ворон, и издалека понаблюдать за этим процессом.
Предложить рассмотреть ворон: части тела, внешний вид, окраску.
Рассмотреть с детьми перо вороны.
Загадать детям загадку про вороны:
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти черные…(вороны).
Т. Лаврова.
Цель: Расширять знания детей о птицах семейства врановых.
Вопросы к детям: - Чем питаются вороны?
- Какой внешний вид у ворон?
- Какое перо у вороны?
- Чем вороны полезны?
Наблюдения провожу по подгруппам.

2. Труд в природе.
Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Методы и приемы: показ, объяснение, напоминание, оценка.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.


Цель: Учить детей по подгруппам (по 4 человека) подбрасывать над собой мяч среднего размера и ловить его двумя руками.
Продолжать учить детей (другая подгруппа детей – 4 человека) отбивать мяч о землю левой рукой и закреплять отбивание мяча о землю правой рукой.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры» «Звуковое лото», «Сложи слово».
Цель: Накапливать словарь детей. Развивать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель: Познакомить детей с работниками больницы. Дать новые сведения о людях, которые спасают жизни больным, борются за их жизнь.
Помочь детям распределить роли и обеспечить необходимым оборудованием.
Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Третий лишний».
Цель: Упражнять детей в беге по кругу. Воспитывать чувство дружбы. Развивать внимание, ловкость, быстроту.

1. Наблюдение за солнцем.
Прочитать детям стихотворение про солнце:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Отметить, что стало очень тепло.
Обратить внимание детей, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а вечером тень длиннее. Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром и днем. Объяснить, почему камни так нагреваются к вечеру.
Обратить внимание детей на растения цветника: утром они свежие, упругие, днем поникшие, а к вечеру поднимаются.
Предложить детям потрогать почву утром, днем и вечером, чтобы они сказали, когда она теплее.
Загадать детям загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…(солнце).

Рассказать детям стихотворение про солнечный лучик:
Очень ярко светит солнце,
Греет ласково и нежно.
Рано утром мне в оконце
Заглянуло важно.
Прикоснулося лучом
К розовой щеке.
Осветило все кругом.
Луч - сожму в руке.
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.

Цель: Расширять представления детей о значении солнца в жизни людей, растений и животных.
Вопросы к детям:
- Когда сильнее всего печет солнце: утром, днем или вечером?
- Когда почва в цветнике теплее: утром, днем или вечером?
- Почему на солнце нельзя быть без панамы?
Наблюдение провожу фронтально.

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике.
- Девочки, Вы мне сейчас поможете полить растения. Наполним наши леечки водой из крана и понесем их в цветник. Тогда растения в цветнике будут свежими, красивыми, упругими и будут радовать наш глаз.
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

3. Индивидуальная работа с детьми: «Школа мяча».
Цель: Продолжать учить детей по подгруппам (по 4 человека) подбрасывать над собой мяч и ловить его двумя руками. Учить ловить мяч одной рукой.
Учить другую подгруппу детей отбивать мяч о землю с продвижением вперед попеременно- то правой, то левой рукой.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры» «Звуковое лото», «Сложи слово».
Цель: Накапливать словарь детей. Развивать речь.
Игры с водой: «Кто быстрее», «Кто ловчее».
Подвижные игры с мячом: «Мяч соседу», «Подвижная цель», «обгони мяч».
Цель: упражнять детей в беге. Развивать глазомер детей. Продолжать учить действовать по сигналу.

Спасибо большое Вам за внимание. Надеюсь данный конспект пригодится Вам в работе с детьми.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект целевой прогулки

«Зима на участке детского сада»

в средней группе

Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Оборудование и материалы: корм для птичьей кормушки, атрибуты для подвижной игры: шапочки для Морозов.

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погода? Чем она отличается от осенней? (Ответы детей.) Послушайте загадку:

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

А. Гунали

– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме. Послушайте стихотворение о зиме.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

И. Суриков

– Красивое стихотворение, правда? Давайте внимательно посмотрим на первые белые снежинки, как они кружатся, медленно опускаются на землю. Давайте посоревнуемся, на чью варежку упадет больше снежинок!

Если снежинку поймать на ладонь, что произойдет? (Дети убеждаются, что снежинки быстро тают). Это происходит потому, что снег состоит из воды. Осенью вместо снега идет дождь, а зимой от мороза дождинки замерзают и превращаются в снежинки.

А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.

Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.) А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти.

Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями. Есть ли на них листочки? (Ответы детей.) Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд?

Зимой и летом одним цветом.

– Что это? Правильно, ёлка. Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.

Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей).

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Два Мороза» .(Игра предварительно разучивается в группе).

Игра «Два Мороза»

Воспитатель вместе с детьми выбирает двух Морозов.

Морозы : Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Я – Мороз-красный нос.

Я – Мороз - синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети (вместе с воспитателем):

Нам морозы – не беда!

Не страшны нам холода!

Вы, Морозы, не зевайте,

Нас быстрее догоняйте!

Морозы догоняют детей, отводят в Ледяной домик (на веранду ). Игра повторяется.

В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что наступила зима, зимой стало еще холоднее, чем осенью. Листья с деревьев опали, выпал снег.

Предварительный просмотр:

Конспект развивающей прогулки в старшей группе

«Зима снегами вьюжится…»

Цели:

Образовательная : дать детям представление о снеге как одном из состояний воды, расширение и углубление знаний и представлений воспитанников об окружающем мире; познакомить с круговоротом воды в природе, формировать элементы научного познания мира.

Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, воспитывать любознательность.

Ход прогулки

Трудовая деятельность

На участке воспитатель предлагает детям почистить дорожки от снега.

Разминка

Дети встают в круг, и друг за другом предлагают выполнить физические упражнения.

Загадка

«Белая, узорчатая,

Звездочка- малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке».

(Снежинка )

Наблюдение за снегом

Цель. Расширить знания детей о круговороте воды в природе.

Много снежинок – это снег. Снег повсюду.Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво снег укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, крыше веранды? (Снег)

Снег какой? (белый, холодный, искристый, пушистый, мокрый и т. д.)

Спросить детей, откуда идет снег. Объяснить, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуя сугробы.

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму, когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек.

Проблемный вопрос : снег белый, можно ли утверждать, что он чистый?

Предложить детям слепить снеговика. Получится или нет. Почему?

Опыты со снегом

1. Предложить поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Рассказать какая снежинка? (легкая, пушистая, резная, красивая). Предложить детям запомнить, как выглядит снежинка, чтобы по памяти в группе нарисовать ее.

2. Поймать снежинку на ладошку. Что произошло? (ладошка тёплая и снежинка растаяла, превратилась в капельку воды).

Вывод: снег - это вода в твёрдом состоянии.

Народные приметы

2. Снег прилипает к деревьям – к теплу.

3. Снег под ногами сильно скрипит, а голоса слышны далеко – быть похолоданию.

4. Воробьи прячутся в укрытия, под крышу – на мороз или вьюгу.

Дидактическая игра «Назови лишнее слово и объясни свой выбор»

Дождь, роса, лёд, туман.

Лёд, туман, снег, иней.

Игра «Спортсмены». Дети встают в круг. Воспитатель с мячом стоит в центре круга. Он начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч воспитателю. Например: «Спортсмен, который ходит на лыжах, - (лыжник). Спортсменка, которая ходит на лыжах, - (лыжница).

Словарный материал: фигурист – фигуристка, саночник – саночница, биатлонист – биатлонистка.

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Красный нос.

Мороз Красный нос:

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети:

Не боимся мы угроз.

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом,

Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков в конце подводятся итоги

какой Мороз (старый или новый игрок) больше заморозил.

Упражнение на восстановление дыхания. «Подуй на снежинку»

Протягиваем ладошку то в одну, то в другую сторону, ловим на ладонь снежинки и сдуваем их.

Предварительный просмотр:

Зимняя прогулка в подготовительной группе

Задачи:

  1. продолжать знакомить детей со свойствами снега;
  2. закрепить знания живой и неживой природы;
  3. развивать способность видеть красивое в зимней природе;
  4. приучать детей к трудовой деятельности;
  5. учить детей игре в хоккей;
  6. учить детей соблюдать правила игры;
  7. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Материал:

  1. клюшки, шайба;
  2. лопатки;
  3. ледянки;
  4. две бутылочки с водой

Ход прогулки:

Ребята, мы сейчас с вами шли и под ногами у нас хрустел снег, вспомните почему? (Ответы детей). А как вы думаете, почему в морозную погоду он хрустел звонче и громче, чем сегодня? (Ответы детей). Ребята, снежинки в мороз сильно застывают и становятся хрупкими и ломкими, а в теплую погоду более пластичные, поэтому в морозную погоду снег хрустит звонче.

Послушайте стихотворение «Снежинка»

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка.

Ниже, ниже - кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего она красива!

Я любуюсь и пройти не смею -

Я не знаю, что мне сделать с нею:

Вот сейчас она, сию минуту,

Упадет под сапоги кому-то.

Я тянусь к ней доброю ладонью:

У меня тебя никто не тронет!

На ладони - долго ль до беды! -

Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка,

А несу в руке твою слезинку.

Скажите, что случилось со снежинкой? (Ответы детей). А снежинка это живая или не живая природа? (Ответы детей). Ребята, когда мы учили стихотворение «Зима портниха», я вам рассказывала, для чего нужен снег растениям, помните? (Ответы детей). Правильно, чтобы они не замерзли. Посмотрите, у меня есть две одинаковые баночки с водой. Давайте одну баночку зароем в снег, а другую поставим сверху и посмотрим, где вода быстрей замерзнет.

Ну, а пока давайте поиграем. В какую игру будем играть - «Чай, чай выручай», «Казаки – разбойники» или «Баба Яга»? (Дети сами выбирают игру и играют).

Ребята, посмотрите, сколько сегодня снега выпало, растениям хорошо, а нам с горки не покататься. Давайте ее расчистим и будем кататься. (Дети чистят горку, воспитатель участок).

После того, как дети расчистили горку, они занимаются самостоятельной деятельностью (игры по желанию детей). Воспитатель проводит индивидуальную работу с мальчиками – обучение игре в «Хоккей».

В конце прогулки, воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим, что случилось с нашей водой за время прогулки. Давайте откроем бутылочку, которая была сверху снега, посмотрите, что случилось с водой? (Ответы детей). Да она начала превращаться в лед, стала застывать. Давайте достанем бутылочку из-под снега, посмотрите здесь, как была вода, так и осталось. Значит, снег действительно укрывает растения от холода.


© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных