Суть вещей: Дары волхвов. Дары волхвов. А что это такое? Что такое смирна

Наступает великий праздник Рождества Христова, и нам важно вспомнить - и рассказать другим - что он означает. Евангелие говорит о том, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:10,11)». Эта деталь (которую мы, очевидно, знаем от Самой Марии) сохранилась в памяти Церкви не случайно - первые христиане считали ее важной. Она сообщает нам что-то о самом Младенце, что нам совершенно необходимо знать.

Золотом платят дань Царю. Ладан - это благовонное курение, которое употребляется при богослужениях. Смирна - состав, который использовался при погребении. Родившийся Младенец есть Царь, Бог, и человек, которому предстоит умереть и быть погребенным.

Иисус есть истинный Царь, и Он приходит, чтобы установить Царство Божие. Мы часто понимаем под «Царством» область, которую можно обозначить на карте, а под «Царством Божиим» некое место, куда отправляются праведники после смерти. Но Священное Писание имеет в виду другое - Царство есть «царствование», владычество Бога.

В те времена люди страстно ожидали вмешательства Бога в историю, того великого дня, когда Господь выступит на стороне Своего народа, сокрушит его угнетателей и установит Царство мира, праведности и изобилия. С одной стороны, это и произошло - Бог не просто вмешался, в лице Иисуса Христа Он лично вошел в человеческую историю, Он действительно установил Царство. С другой - Царство оказалось не таким, какого люди хотели. Они хотели (как хотят сейчас) избавления от внешних бед - от несправедливости со стороны других людей, болезней, нужды. Но Господь говорит, что наша главная беда - внутри нас самих. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)» Несправедливые люди не могут построить справедливого общества - и все попытки сделать это натыкались на одно и то же препятствие: порочность человеческого сердца. Да, римляне, под властью которых тогда находился народ Божий, были жестокими угнетателями; но главная беда людей была не в римлянах - она была и остается в грехе.

Именно грех делает людей враждебными Богу и друг другу, именно он делает земную жизнь несчастной и именно он воспламеняет огонь геенны - ибо люди, которые устраивают ад на земле, тем более устроят его в вечности. Поэтому Царство нельзя просто навязать людям сверху; они должны глубоко перемениться изнутри, чтобы войти в него. И вот Бог сам нисходит на землю, чтобы спасти людей своих от грехов их (Матф.1:21).

Именно как Богу Младенцу и приносят Ладан. Задолго до Его рождения ветхозаветный Пророк Исайя возвестил: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)». На Рождество это пророчество читается в Церкви. Таинственный младенец, который должен родиться - это «Бог крепкий» и «Отец Вечности». Как новорожденный младенец может быть Богом? Для язычников тут не было бы проблемы - для них слово «бог» было не очень большим, богов было много, люди могли поклоняться силам природы, выдающимся людям, да кому угодно. Но в библейском контексте эти слова звучали поразительно - единственный Бог, которого признает Библия, это Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Не «один из», но единый и единственный Бог, и именно Он становится Младенцем, принимает на Себя человеческую природу.

Церковь называет это событие боговоплощением, опираясь, в частности, на слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Иоан.1:1-14)». Иисус Христос, как единая личность, обладает двумя природами - с одной стороны, Он целиком и полностью Бог, Творец мироздания, Тот, кто создал его и поддерживает в бытии, как сказано, например, в послании к Колоссянам, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)», предвечный, пребывающий вне времени и пространства. С другой - Он целиком и полностью человек, во всем подобный нам, кроме греха, младенец, родившийся в определенное время и в определенном месте.

Волхвы также приносят младенцу смирну - указывая на Его смерть и погребение. Сам Христос позже говорит о том, что цель Его прихода - умереть. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар.10:45)» От Рождества начинается путь на Голгофу. «На час сей я пришел» (Ин12:27) Христос говорит о часе своей смерти. Царь и Бог, Творец мироздания становится человеком, чтобы прожить трудную жизнь и умереть тяжкой, мучительной и позорной смертью. Зачем? Апостолы много раз повторяют - «за грехи наши», чтобы освободить нас от тяжести наших преступлений и даровать нам прощение и новую жизнь. Он воскрес из мертвых и пребывает с верующими в Него.

Он дарует прощение грехов и новую жизнь всякому, кто покается и уверует - и всякий может прийти и присоединиться к Его Царству, сделаться Его подданным, потому что Его Царство уже присутствует на земле. Как сказал Он сам, «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук.17:20,21)» Царство откроется явным образом в день Второго Пришествия, но оно уже присутствует среди тех, кто верует во Христа - в Его Церкви.

В Рождество мы приходим в храмы, чтобы поклониться нашему Царю и Богу - Тому, кто является нашим Царем сейчас и будет им в вечности.

Вопрос читателя:
Что символизируют в Библии золото, ладан и смирна, принесенные новорождённому Иисусу волхвами?

Ответ:

В Евангелии от Матфея читаем: "И се, звезда, которую видели они (мудрецы с Востока, волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…" (От Матфея, 2 глава, 9–11 стихи).

Золото, ладан и смирна… Что символизируют эти дары? Кому предназначены они?

Золото, бесспорно, является царским подарком. И принесли его мудрецы мира Иисусу как истинному Царю , как Тому, Кто явил человечеству свет истины, – слово, учение, идеологию смирения и любви, единственно достойную царствовать в умах и сердцах человеческих.

Возлюби, а для этого смирись, а значит прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды, с миром – вот кредо поистине царской мудрости. И мудрость мира в лице волхвов, принёсши Иисусу золото как символ наивысшей ценности, тем самым признаёт Божию премудрость как единственную абсолютную ценность. Придёт время, и за мудрецами придут цари и державы, как пришла в своё время к премудрому Соломону царица Савская. Придёт время и "ниневитяне" – те, кто сегодня исповедует идеологию материализма, – покаются чрез "Ионину проповедь" (см. Ионы, 1–3 главы). Придёт время, и "большая рыба" человеческого сообщества непременно "проглотит" слово мудрости Господней (там же). Придёт время, и "народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут Ему славу и честь свою" (Откровение, 21.24). Придёт время, и наступит святая эра милосердия. И воля Творца обязательно воцарится на земле, яко на Небесех. "Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков" (Даниила, 7.18). Придёт время... Но пока ещё Тот, Кому по праву принадлежит сие царство, укрывается в убогих яслях, и лишь мудрые находят Его…

Ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Каждение фимиама символизирует собою чистую молитву сердца, "благоухание, приятное Господу", а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.

"Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим", – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). "И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога", – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт. ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Там же, 5.8–10).

Ладан был принесен Иисусу уже как Богу и Священнику – как Тому, Кто Сам Себя принесёт в искупительную жертву за грехи всего человечества. Христос мистически – это Тот Великий Иерей, Первый Священник, о Котором свидетельствует "апостол народов" Павел: "Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха…

А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого" (Послание к Евреям, 4.14–15; 7.23–27).

И, наконец, смирна. Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа…

) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распущающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх.30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мат.2:11).

II. Смирна (Отк.2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался по крайней мере шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60,000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена св. ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем улицы его, при народонаселении в 150 тыс. чел. , узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Смирна" в других словарях:

    - (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… … Словарь иностранных слов русского языка

    СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Греческое название г. Измир в современной Турции … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. миро, т.е. благовонное масло), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361 281 гг. до Р.Х.) в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    СМИРНА, смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист.). Благовонная смола, употр. для курений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 мирра (6) смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч … Википедия

    Смирна - знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… … Словарь библейских имен

Книги

  • Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе , Авраам Сергеевич Норов. Семь церквей Апокалипсиса - Лаодикия, Филадельфия, Сарды, Фиатира, Смирна, Пергам, Эфес - маршрут, который выбрал А. С. Норов для возвращения на родину из путешествий по Святой Земле в 1835…

Символы "золота", "ладана" и "смирны" April 26th, 2013

Несколько конспективных слов о символическом значении даров волхвов Иисусу. А то давно собирался разобрать, а все никак трактовка в руки не давалась. А тут случай подвернулся.

Первый дар - золото. Его ввиду многоаспектности символа мы рассмотрим в конце.

Дар второй- ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. символизирует собою чистую молитву сердца, "благоухание, приятное Господу", а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.

"Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим", – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). "И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога", – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт.) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Там же, 5.8–10).

Дар третий - смирна (мирра). Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа… Интересный момент, что “смирна”, “смирный”, “смирение” - являются судя по всему однокоренными словами.

И дар первый - золото. Как я уже говорил, это многоаспектный символ, встречающийся в большом количестве мест Текста. И он имеет множество градаций толкования. Самое поверхностное - царский, как символ власти над всеми. Толкователи, придерживающие этого значения, говорят, что таким образом волхвы указали на то, что Иисус - будущий царь иудейский. Но тогда возникает вопрос, о каком царстве идет речь? Поэтому обратим внимание на другие смыслы. Одно из них означает "сияние подобное солнечному" (но в то же время и не Солнце). Золото - это очень теплый металл, он излучает как бы солнечный свет. Некоторые древние народы о золоте говорят, что это слезы солнца. Чаще всего данный символ применяют как указание на свет истины, как образ духовной благодати. Но бывает так же и "неправедное золото". В этом случае оно указывает лишь на аспект заманчивости и власти греха. Как, например, в этом случае:

«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» (Откр.17,4).

Андрей Кесарийский поясняет: «Облечена жена в порфиру и багряницу - символы и признаки власти над всеми, поэтому же она и украшена драгоценными камнями и бисером». и далее: «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее».

Андрей Кесарийский поясняет: «Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото на заманчивость его».

Резюме:
То есть фактически волхвы своими дарами предсказали, что Иисус - именно то, чего они жаждут и чему служат, то, чему они возносят молитвы, и то, чему предстоит быт убитым Миром.

Все слышали про Дары волхвов , которые были в Москве, Петербурге, а сейчас продолжают путешествовать по славянским землям. Это христианская реликвия, святой для верующих предмет. Первая реакция тех, кто встречал их фото в Интернете, - удивление. Все, в том числе и основная масса верующих, ожидали увидеть слитки золота или монеты и древнего вида кувшины и сундучки. Что угодно, только не то, что изображено на фотографии. Впечатление было неожиданным: мы увидели великолепный по исполнению предмет декоративного искусства , ювелирное изделие . Вот об этой, декоративной , стороне реликвии давайте сегодня и поговорим.

ЗОЛОТО
Итак, что из себя представляют первые подарки Малышу Христу? Плоские пластинки размером примерно 5х7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью . Помните крылатое выражение: «филигранная работа»? Значит, очень тонкая, точная, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота «вытягивали» тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой, либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова «скручивать, свивать», на старославянском - «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».


Фото: Игорь Белокопытов

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики - «зернь» , которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Таких золотых табличек с Афона привезли три . Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные . Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники. Необычно!










Фото: Игорь Белокопытов

Золото
в те времена преподносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Персидские мудрецы считали, что новорождённый Христос - это Царь мира. Об этом они читали в пророчествах. Вообще говоря, к тому времени многие народы на Востоке знали, что должен прийти особенный Царь, Спаситель, и ждали Его. Вот почему волхвы принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).


Кадр из фильма Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014)

ЛАДАН
Конечно, вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» - смесь особых веществ, ладана и смирны.


Ладан

Ладан - пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев.
Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях, как символ молитвы Богу. Когда мудрецы собирались в путь, они положили в мешки кроме золота ещё и ладан. Эта часть подарка символизировала, что Иисус Христос - Бог.

По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда реликвия попала на гору Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к каждой из золотых пластин. Так получились необычные предметы, которые мы видели в России, - непохожие ни на какие другие украшения для человека или дома, непохожие даже на привычные религиозные предметы.

СМИРНА
Другое вещество, с которым смешан ладан, - смирна.

На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно изображают дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и… дарят ароматное вещество для погребения мёртвых.


Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Смирна - это смола миррового дерева, в ид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших. Им натирали тело человека, провожая его в последний путь. Эта часть подарка означала, что Царь и Бог - ещё и Человек, такой же, как и мы все.


Смирна (мирра)

ПОДАРКИ
Золото как Царю, ладан как Богу, смирну - как Человеку . Все три части Даров смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Подарки символичны: глядя на них, верующему есть о чём подумать. А неверующему - полюбоваться на искусство создавшего филигрань мастера, удивиться находчивости афонских монахов, «доработавших» художественную идею, и, возможно, получить вдохновение для своего творчества.

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных