Защита природы долг каждого. Внеклассное мероприятие в форме устного журнала «Любить и беречь природу – долг каждого! Памятка-правила “Помощь природе”

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; учить бережно относиться ко всем компонентам природы.

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе, установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека, обучения анализу материала, формулировке выводов.

Развивающая : способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности, развитию речи, мышления, обогащению словарного запаса.

Воспитательная : содействовать воспитанию гуманной, творческой личности, бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности, обнаруживать связи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать из для необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, работать в группе.

Оборудование: запись песни А. Пахмутовой “Раненая птица”, Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского “Не дразните собак”, презентация PowerPoint.

Эпиграф на доске:

Земля должна быть достойна человека,
и для того, чтоб она была вполне
достойна его, человек должен устраивать
землю так же заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
А. М. Горький

Ход занятия

(Обучающиеся заранее рассажены по группам)

I. Актуализация знаний. 3 мин.

Прослушивание песни А. Пахмутовой “Раненая птица”.

Как вы думаете, ребята, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Сегодня мы постараемся ответить на поставленные вопросы и еще раз убедимся в красоте родной природы.

II. Экологические проблемы. 2 мин.

Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину”.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Это наблюдается и в нашей Московской области, т. к. она освоена человеком ещё с давних исторических времён. Для неё характерны высокая плотность населения, огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Всё это оказало и продолжает оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду, на её экологию.

II. Экология Московской области.

1. Состояние окружающей среды. 1 мин.

Вспомните, что такое экология?

Как человек влияет на экологию окружающей среды? Каковы последствия этого влияния?

Докажите свою мысль, используя примеры.

2. Работа в группах. 10 мин.

Прочитайте приведенные примеры и предложите выход из создавшейся ситуации.

Постарайтесь предложить какие-то способы улучшения состояния экологии Москвы и Московской области.

Сравните свои предложения по восстановлению окружающей среды и то, что делают взрослые.

(Каждая группа получает свои тексты:

1 группа: состояние воздуха;

2 группа: состояние почвы;

3 группа: состояние водоемов;

4 группа: состояние растительного мира;

5 группа: состояние растительного мира).

Состояние воздуха (1 группа)

В области интенсивно идёт добыча полезных ископаемых, количество которых катастрофически уменьшается. При добыче полезных ископаемых, которая в нашем регионе производится преимущественно открытым способом, разрушаются почвы, остаются открытые карьеры, горы отходов. Отходы нередко сосоставляют четвёртую часть добытых полезных ископаемых. Впоследствии карьеры либо заполняются водой, либо становятся местом свалок. В процессе добычи полезных ископаемых в воздух поднимается огромное количество пыли.

В Московской области и в Москве большое развитие получило производство строительных материалов. Эта промышленность сильно засоряет водоёмы и воздух. Но особый вред окружающей среде наносит производство цемента: от мельчайшей пыли вокруг предприятия гибнут растения и мелкие животные, ухудшаются почвы, страдают заболеваниями органов дыхания люди и животные. Крупные цементные заводы работают в Воскресенске, Подольске, Коломне. Большое количество пыли, отходов, особенно боя, дают стекольные, фарфоровые и керамические заводы.

Машиностроение и текстильная промышленность загрязняют воздух не только пылью, но и веществами с различными запахами.

Особый вред окружающей среде наносят тепловые электростанции и теплоцентрали. Сжигая топливо, они выбрасывают в воздух огромное количество твёрдых частиц, водяного пара, запахов. Несгораемая часть топлива образует много отходов, засоряющих окружающую среду.

Загрязняют воздух сельскохозяйственные предприятия. Огромные пространства вокруг птицефабрик, свиноферм, ферм крупного рогатого скота пронизаны специфическим запахом, отрицательно влияющим на здоровье человека.

Воздух Москвы и области особенно страдает от выхлопных газов транспорта, количество которого в последнее время стремительно увеличивается. Выхлопные газы распространяются вдоль дорог на расстоянии 30 метров, а если нет растений, то они могут распространяться и до 400 метров. Эти газы оказывают вредное влияние на дыхательные пути, сердечную деятельность, зрение, на работу головного мозга человека. Источником загрязнения воздуха являются и стирающиеся резиновые шины. Каждые четыре шины легкового автомобиля за время износа выбрасывают в воздух около 14 килограммов резиновой пыли, а грузового - около 92 килограммов.

На чистоте воздуха сказывается наличие бытовых и промышленных отходов. Вблизи свалок воздух пронизан запахами от гниющего мусора.

Состояние почвы (2 группа)

Претерпевают нежелательные изменения и почвы. Они разрушаются разнообразной техникой, процессом добычи полезных ископаемых. Пыль и различные вещества, выбрасываемые машинами и предприятиями в воздух, оседают на почву, вместе с водой проникают в неё, ухудшая её состав и свойства. Огромные площади заняты свалками. Установлено, что в год один человек даёт 280 килограммов твёрдых отходов. Каждый год под мусорные полигоны отводится до 12 гектаров земли. Эти территории не используются в сельскохозяйственном производстве долгие годы, так как некоторые виды мусора разрушаются очень медленно. Бумага разрушается в течение 2 лет, жестяные банки из-под консервов - 90, алюминиевые - 500, полиэтиленовой пленке надо для этого 200 лет, стекло - почти вечный материал, так как разрушится только через 1000 лет.

Кроме того, в почвах, заваленных отходами, идут нежелательные изменения.

Вырубка лесов, распашка земель усилили разрушительное действие на почву воды и ветра. Это привело к смыву почв и образованию оврагов. При сильных ветрах верхние слои почвы выдуваются.

Состояние водоёмов (3 группа)

Москва и Московская область богаты разнообразными водоёмами. Они обеспечивают водой бытовые нужды населения, промышленное и сельскохозяйственное производства. На это расходуется большое количество воды, следствием чего является истощение запасов воды в нашем крае. Кроме того, потребители являются сильными загрязнителями воды. Сильно загрязняют воду стекольные, текстильные, химические предприятия, предприятия по производству строительных материалов. На территории Московской области насчитывается примерно 200 предприятий - загрязнителей водоёмов.

Другим источником загрязнения вод является сельское хозяйство. В Подмосковье примерно 2000 животноводческих комплексов и птицеферм, отходы которых попадают в водоёмы. На поля вносится большое количество удобрений, часть которых также уходит в водоёмы. В водоёмы поступают канализационные стоки, грязная вода из жилых помещений после стирки, мытья продуктов питания, помещений и т. д. Эти же источники являются и загрязнителями подземных вод. Зонами наибольшего загрязнения воды являются Москва и города Мытищи, Люберцы, Воскресенск, Кашира, Серпухов и др. Они сбрасывают огромное количество загрязнённой воды. Так, в Москве количество сточных вод за 1 час составляет свыше 83 000 кубических метров. В результате река Москва загрязнена так, что в пределах г. Москвы и к востоку от неё воду из реки нельзя использовать в водоснабжении. В ней опасно купаться. Сильно загрязнены Яуза, Ока, Клязьма. Меньше всего загрязнены водоёмы на западе и севере нашей области.

Поверхность Московской области равнинная и сильно заболочена. Течение воды в водоёмах очень медленное. Поэтому на дне водоёмов откладывается много ила, а также мусора, который мы, не задумываясь, сбрасываем в водоёмы. Это тоже ухудшило экологическое состояние водоёмов. Кроме того, в сочетании с вырубкой лесов это привело к обмелению многих рек. Так, в начале XX века река Москва обмелела настолько, что летом её можно было перейти вброд. Погибали Яуза и другие реки Москвы и Подмосковья. Положение было спасено строительством канала имени Москвы.

В пределах г. Москвы свыше 500 прудов, и многие из них не отличаются чистотой. Поэтому ежегодно с наступлением лета проводится тщательная проверка состояния воды в этих водоёмах, а населению даются рекомендации о возможности их использования для водоснабжения и купания. Воду из родников также следует использовать, только убедившись, что вода в них чистая.

Состояние растительного мира (4 группа)

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке - с обширными болотами. К настоящему времени все эти леса практически вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области - Черустинский лес, на юге в районе Приокско-Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны и небольшими участками в других местах.

Сильно изменены болота. Осушение болот, добыча на них торфа отрицательно влияют и на сами болота, и на природу в целом. Высохли многие ручьи и реки, снизился уровень воды в некоторых озёрах. Пожары на сухих торфяниках - настоящее бедствие для Подмосковья: выгорают огромные площади болот и лесов. Причиной пожаров могут быть молнии, но чаще всего пожары возникают по халатности людей: непотушенный костёр, непогашенная спичка, брошенные бутылки и осколки стекла. Стекло как бы собирает, фокусирует солнечные лучи, сильно повышается температура, и сухие трава, торф воспламеняются. Установлено, что из 100 пожаров 97 происходит по вине людей.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения, которые пока не занесены в Красную книгу, на территории Московской области стали редкими. Небольшую их часть ты видишь на рисунке на странице 97. В радиусе 100 километров от Москвы практически не встретить белую кувшинку, рогоз, купальницу, можжевельник. Основные причины уменьшения количества, а нередко и исчезновения растений - неблагоприятная экология воздуха, воды, почвы и сборы растений для букетов.

Одновременно значительно увеличилось количество сорняков. В последние годы в Подмосковье сильно размножился борщевик - растение не просто ядовитое, а опасное для жизни. Простое прикосновение к нему может вызвать сильный, долго не заживающий ожог.

Состояние животного мира (5 группа)

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, северный и благородный олени, а на водоёмах - бобры.

Несколько раз на территории области исчезали лоси. Так, это произошло в XVIII веке. В XIX веке лоси вновь появились в наших лесах, но в начале 20-х годов XX века они вновь были истреблены.

Сократилось количество лесных птиц. Во время войны на озере Киёво совершенно исчезли московские чайки. Местное население в больших количествах собирало их яйца, чем и нанесло ущерб численности этих птиц.

Вместе с тем превращение лесных площадей в сельскохозяйственные угодья привлекло сюда новые виды животных, увеличило количество ранее малочисленных видов, таких, как заяц- русак, мыши, крысы, хомяки; из птиц - жаворонки, серые куропатки и другие, появились и довольно сильно размножились насекомые-вредители растений. Например, колорадский жук не является коренным жителем Подмосковья. Сейчас он - настоящее бедствие для картофелеводов. Быстро увеличивается численность медведок. В городах с большим количеством пищевых отходов сильно размножились крысы. На свалках находят пищу вороны, воробьи, чайки, голуби и другие птицы. Их число быстро увеличивается. При этом рост числа ворон и голубей нежелателен, так как они являются разносчиками некоторых опасных болезней.

В городах, в том числе и в Москве, очень много уже одичавших собак и кошек. Они становятся опасными, так как тоже могут стать источником болезней, например бешенства, гепатита.

3. Обобщение. 5 мин.

Что в тексте для вас оказалось новым?

Что вы можете добавить к написанному?

Какие предложения по восстановлению окружающей среды вы можете предложить? (Высказывания каждой группы)

Вы узнали, что состояние окружающей природы вызывает тревогу. Это угрожает нашей жизни! Надо что-то делать. И действительно, многое делается.

Сильно разрушает поверхность земли и почву добыча полезных ископаемых. На нарушенных участках земли проводят рекультивацию.

(Слайд № 2)

В некоторых местах карьеры заполняются водой, и здесь создаются зоны отдыха. (Слайд №3)

В других местах котлованы сначала засыпают, затем покрывают землёй и используют под посевы и посадки.

(Слайд №4)

Для уничтожения мусора сейчас применяется более экологически чистый способ: строят мусороперерабатывающие заводы.

(Слайды № 5, №6)

Ведётся борьба с оврагами. (Слайд №7)

Для сохранения чистоты воздуха на трубах заводов устанавливаются дымо- и пылеулавливатели. (Слайд №8)

Большое внимание уделяется уменьшению загрязнения воздуха выхлопными газами транспорта. Специальные службы тщательно проверяют состояние двигателей машин. (Слайд № 9)

Огромную роль в сохранении чистоты воздуха играют зелёные насаждения. В нашей школе обучающиеся ухаживают за питомником сосны, подросшие деревца будут посажены в Кривандинском сельском поселении. (Слайд №10).

Заводам и жилищным хозяйствам запрещено спускать в водоёмы воду без очистки. Все сточные воды поступают в канализационную сеть, а затем на очистные сооружения. В городах и многих посёлках Подмосковья действуют подобные очистные станции. (Слайд №11)

Периодически проводится очистка водоёмов, особенно рек, от мусора и илистых отложений. (Слайд №12)

Выяснены растения и животные, которые сильно пострадали от деятельности человека, составлен список таких объектов. Восстановлено большое количество лесов. Молодые и уже достаточно зрелые посадки можно встретить по всей области. (Слайд №13).

В лесах появились природоохранные знаки. Особое внимание уделяется лесам и торфяникам в периоды пожарной опасности. (Слайды №14, №15)

Практически прекращена добыча торфа, что позволит сохранить ещё нетронутые болота. Ставится вопрос о восстановлении нарушенных болот. От возникновения торфяных пожаров в Туголесском Боре отработанные торфяные поля залили водой. (Слайд №16)

Для охраны растений и животных Подмосковья создаются заповедник, задача которых охрана и изучение всех живущих на территории заповедника растений и животных, их разведение. (Слайды №17, № 18, №19)

Ребята, ведется большая работа по сохранению природы, но наша с вами помощь природе необходима.

(Слайд №19)

IV. Экологические правила.

– Как мы с вами можем помочь природе? Давайте составим правила “Помощь природе”.

Учащиеся в группах обсуждают правила и оформляют их на листе бумаги (А3).

(Примерные правила, которые могут составить ребята).

Памятка-правила “Помощь природе”

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоемы.

6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

Ребята, давайте на следующем классном часе познакомим с этими правилами наших первоклассников.

VI. Экологическая викторина “Вопросы Лесовика”.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки. (Лесовик.)

В класс входит Лесовик.

1. Что такое “замор” рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)

5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)

6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)

7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?

8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)

9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)

10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)

12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)

14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)

Лесовик. Молодцы, ребята!

VII. Итог занятия.

Природа удивительный мир. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак”.

Используемая литература:

1. З.А. Клепинина Учебное пособие "Край Московский: мир природы" Москва, издательство "Ювента", 2004 г.

2. Воспитание в школе "Классные часы в начальной школе", издательство "Учитель", 2000 г.

3. Интернет-ресурсы. Поисковая система Yandex (картинки).

«Охрана растений» - Почему растения нужно охранять? Мероприятия для охраны растений: Цели исследования: Кислород Питание Здоровье Сырьё для промышленности красота. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям. Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов растения становятся редкими. Какие действия людей отрицательно влияют на жизнь растений?

«Растения под охраной» - Вся поляна покрыта голубыми цветами. Гирлянды белых маленьких горошков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Цветок дрожит на ветру. Какое значение имеют растения для животных? А какое значение имеют растения для человека? Охрана растений. Правила друзей природы.

«Охрана животных» - Заповедники. Польза леса. Кроссворд. Содержание. «Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина.Охранять природу – значит охранять Родину.» М. Пришвин. Полностью истреблена птица дронт. Дальше. Охрана животных. Береги природу. Лесник. Егерь. Охрана растений.

«Охрана культурного наследия Тверской области» - Природное наследие Тверской области. Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. ООПТ Тверской области. Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года (в ред. Российская федерация федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.

«Охрана водных ресурсов» - Для производства 1т сахара расходуется 100М3 воды. Для производства 1т резины – 1500М3воды. Снегопады. Стихийные явления. Наледи. Цунами. Гололёд. Крупный металлургический комбинат в сутки потребляет около 1 млн. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику. Охрана вод. Водные ресурсы.

«Зашита окружающей среды» - Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, тысяч тонн. Социальная устойчивость (9 показателей). Цель и направление. Эффективность использования ресурсов (7 показателей). Статистика охраны окружающей среды. Наличие данных. Нормативно-правовая база. Выбросы и улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников.

Чеботникова Светлана Валерьевна
учитель химии
МОУ «ООШ № 6» г.Топки Кемеровской области

Экологическое воспитание школьников

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.

1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия - это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане - ролевые игры. Однако, первый вариант - «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты - это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа - форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников руководителя - учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка - привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа - выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Природа - необыкновенно гармоничный и сбалансированный организм, в котором нет случайностей, а все правильно и четко организовано. Человечество, хоть и является частью природы, почему-то решило, что имеет полное право управлять всеми процессами и явлениями, происходящими в окружающей среде. Мы строим города, обращаем течения рек вспять, пытаемся покорить стихию и заставить ее служить на наше благо. Конечно же, результаты человеческой деятельности во многом оказали неблагоприятное воздействие на состояние экологии, а теперь мы всячески стараемся предотвратить те изменения в природе, которые сами и повлекли, осуществляя вывоз мусора и отходов. Наука экология на сегодняшний день - одна из самых важных и глубоко изучаемых. Большинство мировых держав ежегодно тратят огромные средства на решение экологических проблем. Конечно, нам, простым обывателям, не под силу решить задачи мирового масштаба, но вот внести свой, хоть и небольшой вклад, в дело улучшения экологии - это обязанность каждого из нас.

Задумывались ли вы хоть раз о том, куда деваются тонны мусора, который мы с вами ежедневно выносим на свалку? Каждый из нас изо дня в день покупает множество разнообразной пищевой продукции, напитки в пластиковых бутылках и др. Вещи в наше время уже не используются как раньше годами. Мы постоянно приобретаем что-то новенькое, а все ненужное без сожаления выбрасываем в мусор. Последние десятилетия характеризуются повальным строительным бумом - все что-то возводят или ремонтируют. Куда девается весь строительный хлам? Чтобы найти ответ, достаточно выехать за черту города на ближайшие пустыри и посмотреть, как завершается вывоз мусора и отходов. Все, что мы выбрасываем, лежит здесь в виде огромных зловонных куч. Разве это не наносит вреда окружающей среде?

Свой вклад в дело защиты экологии может внести каждый. Достаточно хотя бы однажды вдуматься в существующие бытовые проблемы, связанные с вывозом и дальнейшим хранением всевозможных отходов. Пожалуй, многие согласятся, что коммунальные службы не очень-то стараются выполнять возложенные на них обязанности, хотя в последнее время принимаются различные меры по улучшению создавшейся ситуации. Но достаточно трудно решить проблемы, которые копились годами. Люди, глубоко тронутые вопросами экологии, пытаются принимать самостоятельные меры и организуют собственными силами вывоз мусора. Одинцово , например, является положительным образцом в данном вопросе. Этот подмосковный город хоть и не очень большой, но имеет достаточное количество различных промышленных предприятий и производств. То есть проблемы, связанные с уборкой всевозможных строительных и других отходов здесь очень актуальны. Однако в городе грамотно организован вывоз мусора. Одинцово имеет множество специальных организаций, отлично функционирующих и занимающихся вывозом и утилизацией переработанных продуктов. Эти организации действуют в соответствии с природоохранными нормами и с разрешения коммунальных служб. Их работа отличается слаженностью, четким и своевременным исполнением возложенных задач. К их услугам прибегают не только предприятия и фирмы, но и многие обычные жители предпочитают при помощи подобных организаций осуществлять вывоз мусора. Одинцово , конечно, не единственный пример. Во многих российских городах товарищества собственников жилья сделали свой выбор в пользу частных организаций-исполнителей. Этот выбор является проявлением сознательного долга каждого жителя в деле защиты окружающей среды.

Решать глобальные проблемы станет намного проще, если каждый из нас попробует внести хотя бы маленькую долю своего участия в охрану природы!

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных