Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интересная неделя по эколгии в старшей дошкольной группе опыты и эксперименты (старшая группа) на тему Проведение опыта в старшей группе план

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото)
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего? (Воды)
Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей)
(вывешивается панно «Кому нужна вода»)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать)
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране)
Опыт N1. «Вода - это жидкость»
(на столе стоят стаканы с водой, пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод.
(Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой)
Опыт N2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Опыт N3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха)
Опыт N4. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей)
Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная)
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода?
Вода - это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода - безвкусная.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: КИСЕЛЕВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

2018

Г.ИСКИТМ

сентябрь

СЕНТЯБРЬ

    Воздух. Некоторые свойства воздуха.

Поиск воздуха

Живая змейка

Воздух занимает место

Реактивный шарик

Подводная лодка

Сухой из воды

Свеча в банке

Почему не выливается

Чем пахнет воздух

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

«Надуваем мы шары»

П/И «Раздувайся пузырь»

Копилка стихов и поговорок о ветре

Рисование

    Тема: «Рисование мыльными пузырями»

    Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Беседа : « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Вода. Свойства воды.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Ручеёк

Фонтан

Подводная

лодка

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Визитка «Ученый – исследователь»; ванночка с водой, различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2 яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков + и -.

Игра «Веселые капельки»

Д/И «Тонет – не тонет»

П/И «Мамам – тучка»

Д/И «Какой бывает вода»

«Течет река» стих – ние Б.Заходер

Копилка стихов и пословиц о воде и её состояниях

Рисование:

    Тема:«Волшебная вода» (колорит).

    Тема:«Чудесный букет» (монотипия).

Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель : предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Октябрь

Визитка «Ученый – исследователь»; образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

«Песчаный дождик»

Лепим куличики

«Домик для мышонка»

Рисование

Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).

Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка

Анкетирование родителей . Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошколников.

Почва. Свойства почвы.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Визитка «Ученый – исследователь»; семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва.

Ноябрь

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Рисование

Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

Быстрые кораблики

Притягивает- не притягивает

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

магнитные свойства Земли. Компас.

Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Визитка «Ученый – исследователь»; компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы

игры «Дотронься до звезды», «Найди планету»

Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развити ребенка»

Декабрь

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Выявление механизма образования облаков.

Выявление механизма образования инея.

Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Наблюдение за снегопадом, измо-розью, рассматривание снежинок.

Подвижные игры :

«Пузырь», «Снежный ком».

Зимние забавы: «Снежная карусель». Игры

Зимние забавы : катание на санках, скольжение на льду, постройка и заливание водой снежных фигур, «Кто первый?».

Белорусская народная игра «Мороз».

^ Дидактическая игра:

«Где снежинки?».

^ Дидактические игры:

«Береги природу», «Узнай по следам» (отпечатки на снегу).

В.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Иванов «Каким бывает снег?».

Отгадывание загадок о разных состояниях воды, о зимних явлениях, зиме.

ЯНВАРЬ


Книжный уголок

Рассматривание иллюстраций о зиме,

картинок о разных состояниях воды,

картинок с изображением зимних забав.

Занятия

1.Аппликация:

«Пингвин на льдине».

2. Рисование:

«Зимние узоры» (восковые мелки, акварель).

Консультация: «

Почему не тонут корабли.

Почему не тонут корабли.

Емкость с водой, металлические предметы, жестяная банка.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Дидактические игры:

«Раз, два, три картинку поверни», «Капитан укладывает в чемодан».

Пазлы «Кораблик».

Лото «Профессии».

^ Подвижные игры:

«Удочка».

С.р.и. «Юные мореплаватели».

С.Сахаров. Самый лучший пароход.

Заучивание отрывка из стихотворе-ния В.Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Загадывание загадок на тему «Водный транспорт».

Рисование техникой набрызга, печатанием.

Рисование «Твой сказочный корабль»

Картинки для раскрашивания «Корабли».

Изготовление бумажных кораблей разных видов.

Консультация: « Соблюдение правил безопасности».

ФЕВРАЛЬ

Игры Дидактические игры:

«Воздух, земля, вода», «Что по воздуху летает?», «Ветерок».

Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта.

^ С.р.и. «Самолет».

Анкетирование родителей: цель -выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

    Вертушка для ветра.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Рассматривание иллюстраций различных транспортных средств, летающих по воздуху: воздушных шаров, дирижаблей, реактивных самолетов, ракет и др.,

фотоиллюстраций людей, работающих на воздушном транспорте

Конструирование из бумаги:

«Самолетик».

Аппликация:

«Парад воздушных шаров».

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

МАРТ

С помощью свечей за ранее рисунок, за тем красками проявить изображение, получаются очень красиво.

Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».

Перед занятием по лепке предложить детям положить в

Пластелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет

Консультация:

Цель:

Экспериментирование с камнями.

«О чем рассказал камешек».

Уточнить знания о камнях. Беседа «От куда родом камешки».» Кому нужны камни».

Рассматривание экспонатов коллекции камней.

На участке проводятся игры с камнями Игры проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли узнать свойства камней, их разнообразие.

Игра исследование «Какие бывают камни».

Игра воображения «Живые камни».С/И игра «Музей Игра - физминутка «Гора и камешки».

Дидактическая игра «Выложи картинку из камней». Подвижные игры «Выбей камушек из круга», «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность).

».

Заучивание стих – ия Л.В.Логиновой «Стоит гора – старушка».

Чтение П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»,

Лепка «Разноцветные камешки»

Рисование на тему «Самая красивая гора».Творческая коллективна работа «Сад камней».

Оформление папки «Драгоценные камни»,Консультация для родителей «Камень, который можно подарить ребенку».

АПРЕЛЬ

«Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Виды электричества.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт

масса, дерево, стекло.

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Просмотр мультфильма «Фиксики», серии об электричестве.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

МАЙ

Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)

Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

    Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Ручеёк

Фонтан

Подводная лодка

Игры

Дидактические игры :

«Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», «Круги на воде».

Подвижные игры :

«Солнышко и дождик», «Не намочи ног».

Сказка шорцев «Два ручья».

Сочинение сказки «Приключение ручейка».

Стихи, пословицы о воде и ее состоянии.

Рисование «Разноцветная радуга».

Аппликация и конструирование из бумаги:

«Весенний ручеек. Кораблик».

Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель : Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2016

Сентябрь
Занятие №1: «Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»
Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.
Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.
Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).
Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.
Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.
Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3: «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28
Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»
Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

ОКТЯБРЬ

Занятие№1: «Вода в природе и в быту».
Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
Опыт: «Вода – помощница»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

Занятие №2 «Вода – источник жизни»
Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43,
Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Занятие №3: «Вода – растворитель»

Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.
Занятие №4: «Путешествие капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
Материал: эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.
Опыт: «Откуда берется вода?»
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73

Ноябрь

Занятие № 1 «Магнит – фокусник»
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.48-49.,
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)

Занятие №2 «Сила тяготения»
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

Занятие №3 « Хитрости инерции»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.

Занятие №4 «Что мы знаем о времени»
Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80).
Литература: электронная презентация «Детям о времени».

Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.
Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Занятие №2: «Живые камни»
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38

Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».
Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

Январь
Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла»
Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
Опыты: «Какие свойства», «Твердые - жидкие»
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 «Огонь – друг или враг»
Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?
2. Человек подчинил себе огонь.
3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
Литература: Конспекты занятий в подг.группе (папка). Электронная презентация.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Занятие №3 «Кто как видит »
Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.
2. Как видят заяц и птица.
3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
4. Как видит крот?
Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»
Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.

Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110

Занятие№3: «Электроприборы»

Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Занятие № 4: «Радуга в небе»
Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание.
Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»
Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.

Занятие №2: Где растения любят жить?
Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.

Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация.
Опыт: «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40

Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»
Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40

Апрель
Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»
Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
Литература: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19.
Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Занятие№2: «Этот загадочный космос»
Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.
Опыт: «Темный космос», «На орбите»
Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56

Занятие №3: «Рукотворный мир»

Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
Материал: предметы из различных материалов, эл.презентация.
Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – с.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.

Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Откуда радуга берется?».
Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.150.
Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 г., с.63.
Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115.
Опыт: «Волшебный круг».
Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
Материал: Цветовой волчок или юла.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.151.
Беседа: «Свет вокруг нас».
Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
Литература: Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.


Перспективное

планирование

экспериментальной

деятельности

Старшая группа

Составила: Кокурина. Л. А.

Тема

Цель

Материал

Описание

Выводы
1 Вода нужна всем Дать детям представление о роли воды в жизни растений Букет цветов, сосуд с водой и без воды Один цветок без букета оставить без воды. Через некоторое время сравнить цветы в букете в воде и цветок без воды Вода ушла из цветка, испарилась. 2 В корнеплодах есть питательные вещества для растений Уточнить, что в корнеплодах есть питательные вещества для растений Корнеплод емкость с водой Обрезать корнеплод до половины, поместить в пластиковую емкость с водой, поставить в темное место. Дети наблюдают, за ростом зелени. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Корнеплод высох и дал ростки
3 Здравствуй ветер Познакомить с таким природным явлением как ветер. Миска с водой кораблики Детям дают мисочки с водой, в каждой миске свое море (вода окрашена). Дети – ветры. Они дуют на воду. Чем сильнее дуть тем больше волны. Опускают в воду кораблики, дуют, кораблики плывут. Так и большие корабли движутся благодаря ветру, без ветра они стоят. Ветер это движение воздуха. 4 Какой бывает вода Познакомить с некоторыми свойствами воды Стаканы с водой и с соком Воспитатель предлагает детям, попробовать сок и воду через соломинку. Есть ли у воды вкус? Какой вкус? У воды нет вкуса 5 Песчаный конус Дать представление, что песок может двигаться Сухой песок Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большее место у основания. Если долго сыпать песок образует сплавы; движение песка похоже на течение. Песок может двигаться. 6 Своды и тоннели Продолжить знакомить детей со свойствами песка Трубочка диаметром больше карандаша, карандаш, песок сухой Вставляем в трубочку (из склеиной бумаги) карандаш. Трубочку с карандашом засыпаем песком, так чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем. Вынимаем трубочку она не смята Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми. 7 Ходит капелька по кругу Дать элементарные знания о круговороте воды в природе. 2 миски с водой: большая и маленькая Две миски с водой поставить на подоконнике и наблюдать, из какой миски вода испариться быстрее. Когда в одной миске не станет воды, обсудить,куда она исчезла. Вода испарилась
8 Почва нужна растениям Установить необходимость почвы для жизни растений Влажные бумажные салфетки, семена крест-салата, почва, емкость для посадки. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать семена крест-салата. Салфетки постоянно поддерживать во влажном состоянии. Часть семян поместить в почву. Где быстрей прорастут семена. Семена в почве проросли быстрее. Почва нужна для растений и для их роста. 9 Пар тоже вода Познакомить с некоторыми свойствами воды Термос с кипятком Взять термос с кипятком. Открыть его, чтоб дети видели пар. Помещаем над паром стекло, на нем образуются капельки воды. Пар превращается в воду. 10 Первые заморозки Показать зависимость состояния воды, от температуры воздуха 2 банки с одинаковым количеством воды В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице и в группе. На улице на воде появился лед. При низких температурах вода начинает замерзать 11 Водопроницаемость песка и глины Познакомить с некоторыми свойствами песка и глины Штатив, 2 воронки, вата, песок, глина, вода. Укрепить в штатив две одинаковые воронки. В каждую положите немного ваты. В одну досыпьте песок, в другую глину. Налить в них до верху воды. Наблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающие свойства, сырая глина почти не пропускает воду. 12 Опыты с магнитом Выделить предметы и материалы, взаимодействующие с магнитом Магниты, вырезанный из пенопласта гусь, с вставленным в клюв металлическим стержнем, миска с водой, предметы из разных материалов. Дети с помощью магнита достают разные предметы из воды. Выясняют, какие предметы они выловили, а какие остались в воде. Магнит притягивает только металлические предметы.
13 Воздух Показать детям, что нас окружает воздух Емкость с водой, стакан Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получится? Попадет ли вода в стакан? Почему? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 14 Радуга в комнате Познакомить с природным явлением радугой Зеркало, емкость с водой Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Ловим зеркалом солнечный луч и направляем его на стену. Поворачиваем зеркало до тех пор пока не появится спектор. Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его составляющие. 15 Защитные свойства снега. Познакомить с тем как снег защищает растение от замерзания. Три баночки с водой Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, зарытым не глубоко в снег, зарытым глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды Сделать вывод, что снег защищает корни растений от замерзания. 16 Что быстрее растает Закреплять представление о снеге, как особом состоянии воды. Три ведра, снег, лед Вносим в группу снег и лед – что быстрей растаит. В одно ведро помещаем рыхлый снег, во второе утрамбованный, в третий- лед. Рыхлый снег быстро таит чем лед и утрамбованный. 17 Лед – твердая вода Дать понять, что лед это одно из состояний воды Емкости, кусочки льда, сосульки. Принести сосульки в помещение, поместить каждую в отдельную емкость. Дети следят за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки кубики льда. Возьмите одну большую и несколько маленьких. Какая растает быстрей? Лед, снег – тоже вода. 18 Лед легче воды Выяснить, что легче лед или вода. Стакан с водой, лед. Опустить кусочек льда в стакан до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край Вода в которою превратится лед занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
19 Растения зимой находятся в состоянии покоя. Показать, что растения зимой находятся в состоянии покоя. Стакан с водой, ветка тополя. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Ветка начнет засыхать. Растение еще находится в в состоянии глубокого покоя. 20 Иней Показать детям, как образуется иней. Емкость с горячей водой, ветка Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? На ветке образовался иней. 21 На выявления значения влажности, тепла, света на рост растений. Продолжить знакомить, что для развития растений необходимы: свет, вода, тепло. 3 луковицы, емкость с водой и без, коробки Луковица помещается в банке без воды в уголке природы. Луковица помещается в банку с водой на подоконнике. Луковица помещается в банку с водой в закрытой коробке. Луковица помещается в банку с водой между рам или на улице. Посмотреть где быстрей луковица прорастет Сделать вывод, что для роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло. 22 Воздух невидимка Показать детям, что воздух не видим, но он есть. Ароматизированные предметы. Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, и не имеет запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсина и т.д. и предложите детям последовательно понюхать запахи, распространенные в помещении. Запахи распространяются по всей комнате, так как в ней воздух. 23 Воздух занимает место. Показать детям, что воздух занимает место и имеет вес. Пробка, стакан, миска с водой Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды на котором плавает пробка погружается вместе со стаканом. На воду действует воздух, который находится в стакане.
24 Срезанные веточки Развивать умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы Ветки березы, тополя, вишни емкость с водой. Срезать веточки разных деревьев. Поставить в группе на солнце и в тени. Понаблюдать, где быстрей появятся набухшие почки (на свету или в тони). Для растений необходим свет 25 Растение может обеспечивать себя питанием Показать что растения сами могут обеспечить себя питанием. Большая литра на 4 широкогруглая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. Полейте растение. Поставьте растение целиком в банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки в течение месяца появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Растение само себя обеспечивает питанием 26 Дыхание листа Показать детм с какой стороны листа в растение проникает воздух. Вазелин, цветок в горшке Возьмите цветок в горшке и намажьте толстым слоем вазелина на верхнюю поверхность листа. Намажьте на внутреннюю поверхность другого листа. Лист, на котором вазелин снизу, завял Отверстия на нижней стороне листьев служат для движения газов внутри листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист. 27 Свет и тень Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Фонарь Свет выключить. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают предметы. Перед фонарем поместить свою руку. Что видно на стене? Предметы мешают свету и не дают дойти ему до стены. 28 Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Мука, сахар, речной песок, соль, пищевой краситель, стиральный порошок, стакан с чистой водой, ложечки и палочки. Перед детьми стакан с водой. Дети рассматривают воду, вспоминают свойства. Добавляют в воду разные вещества и наблюдают что происходит. Не все вещества растворяются в воде.
29 Очистка грязной воды Дать представление об очистке грязной воды 2 стакана с водой (чистой и грязной), фильтр, пустой стакан. Сравнивается вода в двух стаканчиках(в одном грязная в другом чистая). Предлагается очистить грязную воду с помощью фильтра. Через фильтр сливают грязную воду в стакан, получая чистую воду. При помощи фильтра вода очищается 30 Растения пьют воду Показать, что растения пьют воду Стакан с подкрашенной водой, белый цветок Поставить букет белых цветов в чистую воду, и один цветок в подкрашенную. Наблюдать что произойдет, через некоторое время стебли цветов окрасятся. Растения пьют воду. 31 Ветер это движение воздуха Показать как образуется ветер веер Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться и увлекает за собой воду. Можно помахать веером перед лицом и почувствовать движение воздуха. В какую сторону машем веером, от туда дует ветер. Ветер- это движение воздуха. 32 Животворные свойства воды Показать одно из важнейших свойств воды –давать жизнь всему живому Завядшие ветки деревьев, емкость с водой Заранее срежьте веточки быстрорастущих деревьев. Возьмите сосуд наклейте этикетку «живая вода». С детьми рассмотрите веточку. Поставьте ветку в воду. Поставьте на видное место. Пройдет время, и они оживут. Вода способна возвращать к жизни растения
33 Влияние состава почвы на рост растений Показать что на рост растений влияет состав почвы. Три емкости с песком, глиной, черноземом, семена фасоли Посадить фасоль в три горшка – песок, глина, чернозем. Сравнить прохождение воды через песок глину и чернозем. Песок быстро пропускает, глина не пропускает, чернозем пропускает хуже чем песок. Ухаживайте за посадками одинаково. Результат разный. В черноземе быстрее, чем в других. 34 Почва: необходимость удобрений для роста растений Дать понять о почве как о живой земле Пакет с удобрением, вода, два комнатных цветка. Растения нужно не только поливать но и подкармливать. Показать пакет с удобрением, его разводят в воде. Берут два комнатных цветка. Один поливают удобрением, другой нет. Эта работа проводится длительное время Цветок который подкармливали растет и развивается лучше. 35 Кто какой оставит след. Показать какой след кто оставляет из насекомых Сороконожка, майский жук, песок Предложите аккуратно поймать майского жука и сороконожку. Насыпьте на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить следы. Разные животные оставляют разнее следы, это зависит от их строения 36 На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени Показать, что на солнце испарение идет быстрее Два блюдца с водой Наливают в два блюдца воду. Одно ставят в тени, другое на солнце. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных