Приподнимая покрытые инеем гривы. Задания. Что полезно знать о деепричастиях

Наталья была занята своими переживаниями. Она регулярно переписывалась с Андреем, и только это помогало ей смириться со своим положением. В начале февраля Алексей отправил ее в сопровождении горничной в Петербург, чтобы немного развеяться. И встретиться со своим настоящим мужем, конечно.

К середине февраля погода совершенно испортилась. Сильные морозы уступили место снежным буранам, дороги замело, выйти из дому было невозможно.

В одну из этих снежных ночей Петр Алексеевич почувствовал себя хуже. Вызвали лекаря, однако тот только руками развел, дескать, ничего поделать не могу, батюшка ваш совсем плох. Алексей и Василий сидели у постели больного до самого утра, но тот так и не пришел в себя, скончался на рассвете. Утром метель улеглась.

Срочно нужно было распорядиться о похоронах. Василия Алексей отправил в Благое, за Николаем. Одно письмо отправилось и в Петербург, к Наталье, с требованием приехать как можно скорее.

Петра Алексеевича похоронили на местном погосте, рядом с женой. Народу было немного, только самые близкие. Николай приехал один, Ольга по состоянию здоровья не могла его сопровождать. Были Долгорукие и другие соседи, среди прочих лиц Алексей узнал и Степана Владимировича Тропинина, с которым они обменялись лишь парой слов. Пришли и крепостные, но стояли поодаль от господ.

Алексей, занимавшийся похоронами последние дни, испытывал какое-то странное оцепенение. Он понимал, что должен скорбеть по отцу, но противостояние, установившееся между ними в последние месяцы, давало о себе знать – он скорее испытывал облегчение, чем что-то другое. С возвращением Ивана решил повременить, пока не улягутся последние волнения.

Однако вечером в день похорон он узнал нечто, кардинально изменившее его планы.

Алексей, Николай и Наталья сидели в гостиной, время от времени перебрасываясь парой слов. Подниматься наверх никому не хотелось, было слишком грустно оставаться одним. Вот они и сидели в тишине, попивая напитки, пока Алексей не попросил брата:

Ты не мог бы прислать Ивана ко мне через пару дней?

Николай сначала непонимающе посмотрел на него, отвлекаясь от своих мыслей, помолчал чуть смущенно и ответил:

Ты разве не знаешь?

Алексей вскинул голову, предчувствуя дурные вести. Что еще могло случиться?

Чего не знаю?

За два дня до смерти отца пришло письмо… я сам этим делом не занимался, все было адресовано Савелию. Ивана продали. Думал, ты знаешь.

Алексей вскочил в страшном волнении.

Как – продали? Кому?

Николай, кажется, тоже испугался.

Я не знаю. Говорю же, Савелий это решал.

Алексей заметался по гостиной, схватившись за голову, не в силах остановиться на какой-то одной мысли.

Продали! Отец продал Ваню! Несмотря на все, что сделал его сын, он ему не поверил! Боже, нужно срочно найти Ивана.

Алексей выскочил из гостиной и бросился наверх, решив ехать в Благое прямо сейчас. То, что Ивана продали уже… сколько? Пять дней назад? Это было очень плохо. Очень плохо.

Собрался он в рекордные сроки, взяв только теплой одежды и денег. Внизу Николай пытался расспросить его и остановить, говоря, что неразумно ехать в ночь, но Алексей отмахнулся.

На его счастье, вечер был ясный. Дорога до Благого была хорошей. Однако в имении брата его ждало еще одно разочарование.

Я не могу вам сказать, - твердо отвечал Савелий на требование господина рассказать, кому он продал Ивана.

Алексей не выдержал – схватил того за грудки, намереваясь вытрясти душу из управляющего.

Да как ты смеешь! Я твой хозяин! Говори немедленно, куда Ивана дел!

Не могу! – чуть не плакал мужик. – Я вашему батюшке обещал!

Алексей отступил, тяжело дыша. Нет, он не мог сдаться. Он едва насмерть коня не загнал, пока добирался сюда, должна быть зацепка, хоть какая-то…

Решив до поры оставить Савелия в покое, он опросил других слуг, вдруг кто-то что-то знал. Помог ему только Михей, поделившись подслушанным случайно:

Это был торговец, - говорил он, по обыкновению пришепетывая. – Не для себя брал.

Не для себя? Откуда знаешь?

Слыхал ихнюю беседу… что в город повезет. На рынок.

Значит, перекупщик… и Иван будет выставлен на продажу на рынке.

И Алексей, не теряя времени даром, поменял коня и отправился в Петербург. Если Ивана еще не продали, он его рынке непременно найдет. А если продали… найдет все равно, чего бы это ему не стоило. Он уже не обращал внимания на собственное состояние, подгоняемый желанием скорее найти Ивана.

Два дня Алексей бегал по «невольничьим» рынкам с утра до вечера, пока не расходились последние торговцы. Рынков было несколько, на самый большой из них, Никольский, у него ушло полдня.

Он был измучен. Сказывались бессонные ночи, все время хотелось спать, но спать Алексей не мог. Стоило только прилечь, как ему виделись ужасы, грозящие Ивану, а уж когда он нагляделся на крепостных, выставленных на продажу, и вовсе потерял покой. Ободранные, несчастные, замерзшие, порой вонючие, они, как товар на прилавках, предлагались всем желающим. На их головах висели ярлыки с ценой и именем. При мысли о том, что Иван так же стоит где-то и его кто-то хочет купить, Алексея мутило, хотелось бежать, а куда бежать, он понятия не имел.

Он опрашивал с дотошностью каждого торговца, где не помогали простые слова, сыпал золотом, чтобы развязать языки, но люди об Иване из Благого не знали. Он почти уже отчаялся, когда после очередного неудачного разговора ему посоветовали съездить в Малую Коломну, где, говорили, некий дьячок продает крепостных с аукциона.

Дом дьячка Порохина Алексей нашел быстро, его в Малой Коломне знали все. Сначала, правда, впускать в дом его не хотели – аукционы проводились еженедельно в строго определенное для этого время (по пятницам, с девяти утра до часу дня), но после очередной взятки смилостивились.

Дьячок Порохин, маленький человечек с козлиной бородкой, сначала юлил и отвечать на вопросы не хотел. Затем все же сознался, что, действительно, был у него такой Иван, из имения Благое, принадлежавшее Вяземским. Был, да только сейчас нет его.

Где он? – Алексей готов был самолично задушить мерзкого типа. Куда он дел Ивана?

Понимаете ли, - начал тот, отводя взгляд. – Юноша этот весьма был непокорен… никак его не успокоить было. Пытался бежать, дважды.

«Ах, Ваня, - с тоской думал Алексей, слушая визгливый голос Порохина. – Зачем? Ты же обещал…»

Где он? – терпение Алексея было на исходе. Он итак измучен был бессонными ночами и тревогой за Ваню, сдерживаться сил не осталось.

В больнице, если не помер еще, - выдал дьячок и тут же сжался, увидев полыхнувшую ярость в глазах собеседника. – А что вы хотели?! Он сбежал от хозяина! Да любого за это насмерть забить нужно!

Что вы, я так понимаю, и сделали?

Всего лишь поступил как должно!

Как должно? Должно убить человека за проступок? – Алексей вздохнул, успокаиваясь. Придушив этого идиота, он Ване не поможет. – В какой он больнице?

Порохин хмуро выдал:

За каналом. Больница для бедных.

Это был какой-то непрекращающийся кошмар. Алексей смутно представлял себе, что такое больница для бедных, но понимал, что ничего хорошего ждать не стоит.

Мне нужны документы на Ивана.

Глаза Порохина зажглись жадным огнем.

Вы хотите купить его?

Сторговались сразу. Порохин заломил за Ивана двести рублей, намекая на то, что парень (если выживет) сильный и хороший работник. Алексей, стремясь скорее найти Ивана, с ценой согласился, расплатившись тут же и забрав купчую.

Больница была переполнена. Здесь даже врача найти удалось не сразу, не то что Ивана. Находилась она в полуподвальном помещении, сыром и холодном. Серые стены с трещинами и низкий потолок создавали ощущение скорее тюрьмы, нежели больницы. Здесь, кроме прочего, царил полумрак, потому что окон было мало, и все они под самым потолком. Больные лежали на матрасах прямо на голом дощатом полу, кроватей было всего ничего – пара-тройка штук.

Вариант 11

Прочитайте текст и выполните задания 1- 3

(1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2) этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие

организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.

2) О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» –предметов, похожих на летательные аппараты.

3) Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.

4) В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.

5) Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Благодаря

Согласно

Вне зависимости от

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ , -я, ср.

1) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

2) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

3) Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.

4) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) аэропортЫ

2) отозвалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.

1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.

3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.

4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.

5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.

6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.

8) МГУ отпраздновало свой юбилей.

9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж..гает

заг..реться

аккл..матизация

прил..жение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..града, пр..ютить

бе..помощный, ..горел

об..грел, поз..бросил

поз..вчера, нед..бор

под..йти, р..зобрать

10.

застенч..вый

присва..вать

предвид..мый

догматич..ский

перенос..ца

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вывал..шь

знач..мый

брош..нный

исправ..ться

неслыш..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.

Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.

В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

(В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.

4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

16. Расставьте все знаки препинания:

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей.

На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших

наслаждений…

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.

(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».

(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

– (22)Вставай же, мой ангел.

(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. (26)Она ещё нежнее целует меня. (27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку».

(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?

(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо,

тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.

(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?

(по Л. Н. Толстому*)

*Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.

2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.

3) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.

4) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.

5) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

2) Предложение 8 содержит элементы описания.

3) В предложениях 12–14 представлено повествование.

4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

5) В предложениях 32, 33 представлено повествование. .

23. Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы » в предложении 16, «нежная рука » в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) обращение

3) фразеологизм

4) олицетворение

5) вопросительные предложения

6) восклицательные предложения

7) противопоставление

9) лексический повтор

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 14|41

2. Ответ: согласно

3. Ответ: 1

4. Ответ: аэропорты

5. Ответ: гарантийном

6. Ответ: шестисот

7. Ответ: 87692

8. Ответ: акклиматизация

9. Ответ: беспомощныйсгорел

10. Ответ: догматический

11. Ответ: брошенный

12. Ответ: невысокое

13. Ответ: впрочемневзирая|невзираявпрочем

14. Ответ: 123

15. Ответ: 13|31

16. Ответ: 14|41

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 1

19. Ответ: 1234

20. Ответ: богатая

21. Ответ: 134

22. Ответ: 45

23. Ответ: тихоспокойно|спокойнотихо

24. Ответ: 2

25. Ответ: 9825

Пояснение.

Примерный круг проблем

1. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

1. Мир воспринимается через призму любви, ребёнок желает видеть всех людей счастливыми.

2. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)

2. Автор называет детство счастливой порой и считает, что не может быть лучше того времени, «когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни»

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)

3. «Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…»

4. Проблема взаимоотношений матери и маленького ребёнка. (Какими должны быть отношения между мамой и ребёнком?)

Искренняя, трогательная любовь и забота мамы делает ребёнка счастливым, и он отвечает ей бесконечной любовью

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер , (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей , (4) да шевелил ветви деревьев.

Зпт 1 и 4 Выделяется деепричастный оборот. Причастный оборот не выделяется.

Ответ: 14|41.

Ответ: 14|41

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.


Оксана кивнула и вышла. Она без возражений приняла от него немалую сумму за лечение Вани, но от коня отказалась, сказав, что доберется до деревни сама.

Следующие дни прошли в неимоверном напряжении. Иван пришел в себя и чувствовал жуткое смущение от того, что причинил столько волнений. Особенно стеснялся он, что Алексею приходится носить в спальню еду, при нем справлять нужду, прятаться в шкафу, когда Парашка приходит убирать комнату.

Эти дни они почти не прикасались друг к другу. Алексей думал, что Ваня еще недостаточно окреп, а Иван считал себя не вправе напрашиваться на ласки человека, через пару дней собирающегося давать брачные обеты.

День свадьбы неумолимо приближался. Накануне Алексей затеял серьезный разговор с Иваном, усадив его на кушетку рядом с собой.

Завтра, когда все уедут, ты в Благое вернешься. Я Мирона предупредил, он тебя отвезет сам.

Алексей, и правда, со старым конюхом договорился. Это было не так уж и трудно – Мирон Ивана любил, несмотря на свой вздорный характер.

Мои вещи возьмешь… даже не думай возражать! Ты и так не совсем здоров, а морозы еще крепки.

Иван мрачно кивнул. Спорить ему не хотелось, он понимал, что Алексей рискует ради него, заботится о нем. Он молчал, повесив голову, поэтому порывистое движение друга оказалось для него неожиданным. Алексей протянул руку и погладил его щеку, приподнимая лицо.

Я прошу тебя, Ваня, больше никаких глупостей, хорошо? Никаких побегов, обещай мне. Мы расстанемся завтра, но это, я надеюсь, будет нашей последней разлукой. Нужно всего лишь потерпеть.

Иван кивнул. У обоих вмиг пересохло во рту, они потянулись друг другу одновременно. Целовались жадно, неистово, словно в последний раз. Иван стелился под Алексея, укладываясь на неудобной кушетке спиной, раздвигал ноги, приподнимал бедра, потираясь невыносимой твердостью о пах любовника. Алеше хотелось привязать его, чтобы перестал ерзать и дал, наконец, снять с себя штаны. Когда одежда была сброшена на пол, Алексей пытался овладеть Ваней прямо на кушетке, но было очень неудобно, пришлось прерваться и перебраться на кровать. А там уже оба дали себе волю: Алеша врывался в податливое тело что было силы, а Ваня подавался навстречу, еле сдерживая крики и стоны, кусая сначала свои губы, а потом впившись зубами в плечо Алексея.

Ночью почти не спали. К утру Иван был весь покрыт маленькими синяками, оставленными жесткими пальцами любовника, на плечах Алексея синели следы от зубов Вани, спина сплошь в царапинах.

Прощались без слов. Алексей только еще раз невесомо коснулся губ Вани, перед тем как уйти на собственную свадьбу.

Глава 9.

Во время церемонии венчания Алексей больше думал не о том, что становится женатым человеком, а об Иване. Успел ли он уже доехать до Благого? В последние дни стояла довольно ясная погода, дороги были хорошие, и при таких условиях до имения можно было доехать за пару часов.

Мысли о Ване помогали справиться с пугающими мыслями о том, насколько сильно он запутался. Что уж греха таить, среди множества мыслей мелькало и малодушное желание сдаться, оставить все, как есть. Остаться женатым человеком…

Но это желание испарилось быстро. Скромное венчание закончилось, молодые приняли поздравления от родных и отправились на небольшой праздничный обед. Наталья выглядела прелестно – мило и невинно в белом шелковом платье; темные волосы собраны в высокую замысловатую прическу, украшенную нитью жемчуга (это был свадебный подарок от тетушки). Все вокруг считали, что Алексей и Наталья – красивая пара. И это несмотря на то, что оба осунулись, похудели и вымучивали фальшивые улыбки.

Впрочем, невеста и жених мало кого интересовали. Петр Алексеевич, удовлетворенный женитьбой сына, выглядел гораздо лучше обычного. Он много шутил, разговаривал с князем Долгоруким и весьма плотно поел. Княгиня Екатерина Семеновна была в восторге, вместе с Ольгой они крутились вокруг Натальи, не давая ей вздохнуть спокойно. Алексей держался рядом с братом, таким же хмурым, как он сам, и считал минуты до окончания этой пытки.

После свадьбы дни следовали однообразной чередой, похожие друг на друга, словно братья-близнецы. В тесном семейном кругу встретили Рождество, Николай и Ольга решили остаться в Благом. Ольга ждала ребенка, чувствовала себя неважно, и переезды были для нее нежелательны. Долгорукие уехали в Петербург, к старшим детям; Вяземские втроем остались в Александровском.

Жизнь Алексея мало изменилась. Он, уже разобравшийся в делах имения, первую половину дня проводил в кабинете за бумагами и расчетными книгами. Да и там работы ему было мало – дела велись аккуратно. Поэтому Алексей больше занимался усовершенствованием того, что есть. Он читал сельскохозяйственные газеты и книги, пытаясь разобраться в нововведениях, разговаривал с крестьянами о том, какие культуры и в каких количествах необходимо сажать. Делал все, чтобы только отвлечься от тех мыслей, что тревожили сон и навевали дурное настроение.

Наталья в доме осваивалась с трудом. Она не привыкла быть хозяйкой, к тому же и не чувствовала себя ею, как призналась в одной из их вечерних бесед, что стали привычным времяпрепровождением.

Я знаю, что все это обман, и не чувствую себя вправе распоряжаться в доме, - говорила она, сидя у камина в гостиной.

Это весьма глупо с вашей стороны, - покачал головой Алексей. – Как бы там ни было, Александровское сейчас – ваш дом.

Наталья бросила на него быстрый взгляд и снова посмотрела в огонь. Алексей знал, что думают они сейчас об одном и том же – об отце, который в последнюю неделю практически не вставал с постели.

Это, однако, не помешало ему вызвать сына к себе и отчитать по поводу разных спален, в которых спали молодые с первого дня. Алексей и не скрывал, что жить в одной комнате с женой не собирается, однако, видимо, слуги донесли, что и на ночь он к ней не приходит. Это вылилось в весьма неприятный разговор; но не мог же Алексей сказать отцу, что Наталья ему лишь подставная жена. Пришлось изворачиваться: Алексей и Наталья проводили по вечерам в ее спальне не менее часа, прыгая на постели и гремя кроватью. После чего князь возвращался к себе, испытывая желание напиться до смерти.

Тем не менее, жизнь текла спокойно, не нарушаемая никакими внешними волнениями.

Но внутри каждого из домочадцев бушевала своя буря.

Алексей сходил с ума от тоски по Ване, его вечной спутницей стала бессонница. Днем помогали отвлечься дела, вечером – общение с Натальей, но ночью… ночью он оставался один на один со своими мыслями. Со своими страхами. Иногда Алексею казалось, что это никогда не закончится, что он больше Ваню не увидит, не почувствует ласковых прикосновений, не встретится со светлым, влюбленным взглядом.

Наталья была занята своими переживаниями. Она регулярно переписывалась с Андреем, и только это помогало ей смириться со своим положением. В начале февраля Алексей отправил ее в сопровождении горничной в Петербург, чтобы немного развеяться. И встретиться со своим настоящим мужем, конечно.

К середине февраля погода совершенно испортилась. Сильные морозы уступили место снежным буранам, дороги замело, выйти из дому было невозможно.

В одну из этих снежных ночей Петр Алексеевич почувствовал себя хуже. Вызвали лекаря, однако тот только руками развел, дескать, ничего поделать не могу, батюшка ваш совсем плох. Алексей и Василий сидели у постели больного до самого утра, но тот так и не пришел в себя, скончался на рассвете. Утром метель улеглась.

Срочно нужно было распорядиться о похоронах. Василия Алексей отправил в Благое, за Николаем. Одно письмо отправилось и в Петербург, к Наталье, с требованием приехать как можно скорее.

ЗАДАНИЕ 17: Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Задание 17 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.). Наибольшее количество ошибок связано с постановкой знаков при употреблении причастных (ПО) и деепричстных (ДО) оборотов. Чтобы не допускать ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все причастия и деепричастия.

2. Найдите те слова, от которых зависят причастия и деепричастия.

3. Определите границы оборотов (при помощи вопросов).

4. Подумайте: нет ли в предложении однородных оборотов (т.е. тех, которые зависят от одного слова).

Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ.

КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ?

2. Причастия обозначают признак по действию . Ребёнок ИГРАЕТ - он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ - ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ - она ПРОЧИТАННАЯ и т.д.

3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (или др.части речи в роли существительного; например, от местоимения).

4. Запомните суффиксы причастий .

Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ . ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий.

Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш . ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий.

Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ . ЧитаЕМый, гонИМый.

Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т . ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.

Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ.

1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК?

2. Деепричастия обозначают добавочное действие . Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д.

3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА.

4. Запомните суффиксы деепричастий .

Деепричастия несовершенного вида: А, Я . ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА.

Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ . СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ.

Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ . БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ.

Что полезно знать об ОБОРОТАХ.

1. Оборот - это причастие/деепричастие + зависимые слова.

2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него.

3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками ВСЕГДА.

4. Причастный оборот в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова.

Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации.

Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим.

НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо.

Рассмотрим несколько примеров из задания 17.

1. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

1. Взлетев, очертив - деепричастия.

2. Взлетев КАК? неожиданно высоко. Взлетев НАД ЧЕМ? над равниной. Неожиданно высоко взлетев над равниной - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые.

3. Очеритив ЧТО? пространство. Пространство КАКОЕ? над горизонтом. Очертив пространство над горизонтом - тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов - для нас не важно. ДО всё равно обособляются.

Ответ: 134.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

1. Пройдя и почувствовав - деепричастия.

2. Пройдя ЧТО? не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот.

3. Почувствовав ЧТО? сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками.

4. Стоявшей - причастие. Стоявшей КАК? сиротливо. Стоявшей ГДЕ? на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей...). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4).

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1. Создавшей и верившей - причастия.

2. Создавшей ЧТО? совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот.

3. Верившей КАК? свято. Верившей ВО ЧТО? в свою музу. Это тоже причастный оборот.

4. Главное слово для обоих ПО - Марины Цветаевой. Марины Цветаевой КАКОЙ? Создавшей... и верившей... . Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова.

4. Вокруг было только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и (3) усеянное звёздами (4) небо.

1. Посеребрённое, усеянное - причастия.

2. Псеребрённое ЧЕМ? луной. Это причастный оборот. Он зависит от существительного МОРЕ. Море КАКОЕ? посеребрённое луной. Причастный оборот стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, и поэтому мы должны выделить его запятыми.

3. Усеянное ЧЕМ? звёздами. Это причастный оборот. Он зависит от существительного НЕБО. Небо КАКОЕ? усеянное звёздами. Причастный оборот стоит перед ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, и поэтому мы НЕ выделяем его запятыми.

4. Обратите внимание, что между оборотами стоит союз И. Многие решат, что он соединяет именно два оборота, и потому они являются однородными. Но это не так. Эти обороты однородными быть не могут, поскольку зависят от разных слов. Союз И соединяет слова МОРЕ и НЕБО. Именно поэтому мы рассматриваем эти обороты отдельно друг от друга. В первом случае мы оборот знаками ВЫДЕЛЯЕМ, а во втором случае мы оборот знаками НЕ ВЫДЕЛЯЕМ.

Задание 22 #4307

Солнце вышло уже из-за груши (1) накрывавшей арбу густой тенью (2) и косыми лучами сквозь ветви (3) переплетённые Устенькой (4) жгло лица девок (5) спавших под арбой.

Накрывавшей - причастие. Накрывавшей арбу густой тенью - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “груши”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Переплетенные - причастие. Переплетённые Устенькой - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “ветви”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 3 и 4 должны стоять запятые.

Спавших - причастие. Спавших под арбой - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “девки”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 5 должна стоять запятая.

Ответ: 12345

Задание 23 #4308

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пройдя по двору (1) он заметил (2) отворённую настежь (3) дверь в хозяйской избушке и (4) видневшуюся из неё (5) голубую рубаху.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Пройдя - деепричастие. Пройдя по двору - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Отворённую - причастие. Отворённую настежь - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “дверь”. ПО стоит перед ним, поэтому запятые на месте цифр 2 и 3 не нужны.

Видневшуюся - причастие. Видневшуюся из неё - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “рубаху”. ПО стоит перед ним, поэтому запятая на месте цифры 5 не нужна.

Ответ: 1

Задание 24 #4309

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рассказывал он (1) прищурив глаза (2) напряжённо присматриваясь к чему-то в полутьме грязной кухни (3) с (4) прогнившим у печки (5) полом.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Прищурив - деепричастие. Прищурив глаза - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Присматриваясь - деепричастие. Напряжённо присматриваясь к чему-то в полутьме грязной кухни с прогнившим у печки полом - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 2 должна стоять запятая. Вторая запятая не нужна, т.к. в данной ситуации конец ДО = конец предложения.

Хотя два ДО относятся к одному определяемому слову “рассказывал” и являются однородными членами предложения (обстоятельствами образа действия), между ними нет союза “и”, поэтому на месте цифры 2 нужна запятая.

Прогнившим - причастие. Прогнившим у печки - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “полом”. ПО стоит перед ним, поэтому запятые на месте цифр 4 и 5 не нужны.

Ответ: 12

Задание 25 #4310

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из тьмы карандашных заметок (1) разбредшихся по полям каких-то других моих писаний (2) из (3) непредусмотрительно сокращённых (4) названий (5) в полном своём виде прячущихся от меня среди бумаг (6) из сведений (7) местами уже разрушенных слишком скорым движением мысли (8) распылившейся в пустоте (9) мне теперь нужно сделать книгу.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Разбредшихся - причастие. Разбредшихся по полям каких-то других моих писаний - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “заметок”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Сокращённых - причастие. Непредусмотрительно сокращённых - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “названий”. ПО стоит перед ним, поэтому запятые на месте цифр 3 и 4 не нужны.

Прячущихся - причастие. В полном своём виде прячущихся от меня среди бумаг - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “названий”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 5 и 6 должны стоять запятые.

Разрушенных - причастие. Местами уже разрушенных слишком скорым движением мысли - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “сведений”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 7 и 8 должны стоять запятые.

Распылившейся - причастие. Распылившейся в пустоте - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “мысли”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 9 должна стоять запятая.

Ответ: 1256789

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных