Соловей разбойник читать былину краткое содержание. Русская народная сказка "илья муромец и соловей разбойник". Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Скачет Илья Муромец на своём коне, с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает.
Добрались они до дремучих лесов, дальше скакать нельзя: разлеглись перед ними болота зыбучие. Соскочил Илья с коня, стал одной рукой ду­бы с корнем вырывать, настилать через болото настилы дубовые. Так до­шёл Илья до широкой речки Смородины и сел на коня. Заржал конь, взвился выше леса и одним скачком перепрыгнул реку.
А за рекой сидит Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется.
Услыхал Соловей конский топот и закричал страшным голосом:
- Кто проезжает тут, спать не даёт Соловью-разбойнику?!
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, так вся земля дрогнула, цветы осыпались, травы полегли. Конь на колени упал. А Илья в седле сидит, точно вкопанный. Взял он плётку шелковую, ударил коня по крутым бокам. Тот вскочил, подскакал к трём дубам. Удивился Соловой-разбойник, из гнезда высунулся. А Илья, не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, угодила она прямо в Соловья. Пока­тился Соловей из гнезда, подхватил его Илья, связал крепко ремнями и приторочил к стремени. Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей-разбойник, не шелохнётся.
Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам князя Владимира, а там пир горой идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, покло­нился, стал у порога:
- Здравствуй, князь Владимир, примешь ли к себе в дружину заезже­го молодца?
Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:
- Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут?- Зовут меня Ильёй. Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Не хочешь ли ты поглядеть на него?
Поспешил князь с гостями за Ильёй на двор. Подбежали к коню. А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Говорит ему Илья:
- Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному, только сви­стни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.
Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, засвистел, заревел во всю мочь. Что тут сделалось! Стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается. Рассердился Илья на разбойника, взял свою плётку, ударил Соловья-разбойника. Тот притих, не свистит больше.
- Спасибо тебе, Илья Муромец, что землю Русскую от злодея избавил, - говорит Владимир-князь. - Оставайся в моей дружине.

Русская народная сказка в пересказе

7 КЛАСС

ДРЕВНЕРУССКИЕ БЫЛИНЫ

Былина - героическая, иногда социально-бытовая, эпическая песня, распространенная в XI-XIII вв. В народе подобные песни обычно называли «старинами» или «старинками», а термин «былина», как полагают, был введен в XIX ст. И. Сахаровым, который взял его с выражения «Слова о полку Игореве»: «по былинам сего времени» (к тому времени подобные произведения называли «богатырскими сказками»).

Былинный богатырь - это обобщенный образ идеального героя (преимущественно из народа), в котором воплощены черты реальных лиц, а в событиях, описанных в былинах, в фантастическом преувеличении доносится отголоски реальных исторических событий далекого прошлого.

Былины обычно разделяют на два типа: военные, собственно героические (былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича) и социально-бытовые, в которых, однако, также имеющийся героический элемент («Вольга и Микула», «Дюк Степанович», былины о Сада).

В украинских народных сказках, преданиях и легендах сохранились герои былин (например, Илья Муромец).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Из города Мурома, из села Карачарова выезжал удаленький добрый молодец Илья Муромец. Помолился он рано в церкви в Муроме, а к обедне хотел уже стольного города Киева добраться.

Подъехал он до славного города Чернигова и видит: словно черное воронье, осадило город войско большое, и нельзя ни пройти пешком, ни верхом проехать, птица здесь не пролетает, серый зверь не пробегает. Начал Илья то войско большое конем топтать и копьем колоть, пока его не одолел. Когда же до самого Чернигова приблизился, вышли оттуда жители черниговские, городские ворота открыли, и просили его быть у них за воеводу.

Не пойду я к вам воеводой в Чернигов, - ответил Илья. - Покажите мне лучше найпрямішу дорогу до стольного города Киева.

Сказали ему жители черниговские:

Самая прямая дорога завалена бревнами, травой заросла, и давно уже никто по той дороге не проходил и на добром коне не провідин. Там, у черного болота, возле березы кривої2, возле страшной реки Смородины и возле креста Левонидового3 сидит на дубу Соловей-разбойник, Одихмантів сын. Свищет Соловей по-соловьином, кричит злодей-разбойник по-звериному, и от того посвиста и покрику вся трава-мурава сплетается, лазурные цветочки осыпаются, темные леса к земле пригибаются, а кто из людей поступит - все мертвы лежат. Пятьсот верст самый прямой путь тянется, а кружный путь - тысячу верст4.

1Соловей-разбойник - воплощение враждебной силы, что постоянно приступили к Киева. Кое-кто из ученых считает, что это - воплощение разбойничьих ватаг, которые не подчинялись князю киевскому (В. Авенариус) и которые пользовались звуковой языке - свистом.

2Полото и кривая береза в народных представлениях были местами, где собирались нечистая сила, представителем которой является также и Соловей-разбойник. Подкрепляет эту мысль и упоминание про реку Смородину.

3 Левонидів крест - крест, взятый князем Владимиром из Корсуня и затем установлен в Киеве на Лугах. Впоследствии так назывался крест на безлюдді, «кий по народным представлениям также был местом, где собиралась нечистая сила. Левонидів, - возможно, от епископа Левонтія, а может, крест был из ливанского кедра. Возле этого креста, за былинами, братались также богатыри и отсюда начинали свои путешествия.

1 Расстояние здесь сказочно преувеличена.

Пустил Илья своего коня богатырского и поехал найпрямішою дорогой. С горы на гору добрый конь перескакивает, с холма на холм перемахивает, а мелкие реки и озера меж ног пропускает.

Как приблизился он к реке Смородины и до болота черного, до кривой березы и до креста Левонидового, засвистел тут Соловей по - соловьином, закричал злодей-разбойник по-звериному, и сразу же богатырский конь начал спотыкаться. Должен был Илья Муромец бить коня канчуком по крутым ребрам, и конь помчался дальше. Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.

Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит:

Идет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.

Глянула в окошко средняя дочь.

Идет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.

Посмотрела и младшая дочь.

Идет человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.

Загукала она к зятьев Соловьиных:

Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные, и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.

Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:

Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов"їне, накормите его вкусной едой, напоит питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.

Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой.

А в славном Киеве-граде Владимир-князь, выйдя из церкви, обедать собирался в банкетной комнате. Тут подоспел на широкий княжеский двор Илья Муромец. Остановил коня посреди двора и в палату белокаменную ступил. Крестом себя осенил, князю Владимиру и всем его родственникам поклонился на четыре стороны. Стал Владимир-князь молодца выспрашивать:

1Питво медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное, - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX века.

Расскажи, с какой ты земли и как тебя по имени, по отчеству величают.

Я из славного города Мурома, из села Карачарова, а зовут меня Илья Муромец, Иванов сын.

Говорит тогда Владимир:

Давно ли ты из Мурома выехал и какой дорогой до стольного Киева-града добирался?

Утром я отстоял Мессу в Муроме, а к обеденной службы в стольном Киеве-граде хотел быть. Однако пришлось в дороге задержаться, ехал я найпрямішою дорогой до Киева-града, потом ехал мимо болото черное, мимо реку Смородину, мимо кривую березу и крест Левонидів.

Не поверил ему Владимир-князь:

Врешь мне в глаза, мужское, да еще и насмехаешься! Возле славного города Чернигова войска уйма стоит; там ни пройти пешком, ни верхом проехать, серый зверь не проскочит, черный ворон не пролетит.

А у болота того черного, возле реки Смородины, у кривой березы и креста Левонидового Соловей-разбойник сидит. Как он свистнет по-соловьином, как закричит по-звериному, то, кто из людей там окажется, все мертвые падают.

Соловей-разбойник на твоем дворе, - ответил Илья. - Выбился ему правый глаз и к стремени булатного его припнув.

Быстро встал Владимир-князь, накинул на плечо шубу куничу, соболью шапку наложил на одно ухо и вышел на широкий истинными посмотреть на Соловья-разбойника, к стремени припнутого.

Засвищи-ка ты, - повелел ему князь, - по-соловьином, закричи, собака, по-звериному.

Ответил Соловей-разбойник:

Не у тебя я сегодня, князь, хлеб им, поэтому не хочу тебя слушать. Я обедал сегодня у Ильи Муромца и только его и послушаю.

Приказал Илья Муромец Соловью-разбойнику князя порадовать: Ану засвищи впівсвисту соловьиного, закричи впівкрику звериного!

Отозвался на то Соловей-разбойник:

Мои раны кровавые были запечатаны, поэтому не могут уста мои свистеть-кричать. Пусть князь нальет мне чару вина зеленого1, выпью я ее, и раны мои заживут, а уста розтуляться. Вот тогда уже я смогу засвистати и закричать.

Сказал Илья князю Владимиру:

Пойди, княже, к горнице своей пиршественной и налей там чару вина зеленого, и не малую, а на полтора ведра, и поднеси то вино Соловью разбойнику.

Налил князь вина полтора ведра, старым медом разведенного. Взял Соловей-разбойник одной рукой от князя чару, выпил ее од ним духом, а тогда как араВНОситься во весь голос по-соловьином, как закричит по-звериному, и сразу же все маковки на теремах покривились, окошки рассыпались, люди во дворе замертво попадали, а Владимир-князь куничою шубой покрылся.

Быстро вскочил тут Илья Муромец на коня, вывез Соловья в чистое поле, отрубил ему буйную голову, а потом произнес:

Довольно тебе свистать по-соловьином и кричать по-звериному, достаточно смутити-слезиться отцов и матерей, достаточно удовити женщин молодых и сиротити деток малых.

И стал Илья Муромец после этого первым киевским богатырем.

Илья Муромец - главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря - Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо - олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей - обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А ий черным-черно, как черно ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела, Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя… Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев 1 сын. 2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей - то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний, Дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати". 3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи - в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей - Илья).

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую - собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему - меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего - только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, - это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у неё вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать - Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Пересказал

Стал просить у отца разрешения пуститься в путь «богатырствовать ». Отец дал ему благословенье, со словами: «я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела благословения нет. Поедешь ты путем-дорогою, не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Поехал Илья по чисту полю. Конь его скакал, как лютый зверь, а Илья восседал на нём, как ясный сокол. Подъехали к Илье станишники-разбойники. Хотели они его ограбить, но он снял с плеча богатырского лук и пустил стрелу в дуб. От одного «пенья» тетивы, разбойники попадали с коней; стрела же, угодив в дуб, разбила его в мелкие черепья. Пять часов без памяти пролежали разбойники. Когда же они пришли, наконец, в себя, то стали приглашать Илью к себе атаманом, но Илья не согласился и отправился дальше.

Подъезжая к Чернигову, Илья увидал, что несметная сила татарская обложила город: стоят у Чернигова три царевича, у каждого по сорока тысяч силы. Илья решился «переступить» заповедь отца, – взял свою саблю боевую и стал «по силушке» погуливать: где повернется, – там улица, поворотится – там площадь. Всю силу он избил, оставил в живых только царевичей, – их он отправил восвояси, на их родину, чтобы там они рассказали, что на «святой Руси» есть могучие богатыри.

Князья-бояре черниговские и мужики черниговцы просили его сделаться воеводой в их городе, но Илья отказался от этой чести и попросил указать ему кратчайшую, «прямоезжую» дорогу в Киев, к князю Владимиру . Ему ответили, что «прямоезжая» дорога «заколодила-замуравила», так как у «Грязи черныя», у «березы проклятыя, у славного креста Леванидова, у речки Смородинки засел Соловей-разбойник»: не только людей он не пропускает, но и «серый зверь тут не прорыскивает, черней ворон не пролетывает».

Однако Илья не испугался разбойника и поехал «дорогой прямоезжей». На пути он увидел столб с надписью, предостерегавшей всех ехать прямо, но после этого продолжал ехать прямым путём. По дороге Илья прокладывал и очищал путь, мостил мосты...

Когда он подъехал к семи дубам, на которых сидел Соловей, тот закричал по-звериному, засвистал по-соловьиному, зашипел по-змеиному. Конь Ильи упал на колени, но Илья не поколебался в мужестве, схватил свой тугой лук и выстрелил в Соловья. Стрела попала разбойнику в правый глаз.

Илья привязал Соловья к стремени и поехал к его жилищу. Увидев отца в несчастьи, дети разбойника хотели напасть на Илью, но мать удержала их и убедила лучше поднести богатырю щедрые дары, чтобы он отпустил их отца, её мужа, на волю. В некоторых былинах рассказывается, впрочем, что одна из дочерей Соловья хотела убить богатыря стопудовой булатной подворотней. Она ударила Илью по голове, но он удар выдержал и убил ее.

Приехал Илья в Киев и отправился прямо к князю Владимиру. Коня, с Соловьем-разбойником у стремени, привязал он в широком дворе к золоченому кольцу, а сам пошел в гридницу. Владимир пригласил богатыря к столу «хлеба кушати, белы лебеди рушити». Когда Илья рассказал князю, что только накануне выехал из Мурома и на дороге совершил столько подвигов, Владимир ему не поверил. В доказательство справедливости своих слов, Илья показал ему Соловья.

Владимир стал просить, чтобы Соловей закричал по-звериному и засвистал по-соловьиному. Илья приказал ему закричать в «полкрика», засвистать в «полсвиста». Но коварный Соловей закричал в полный голос, и все в Киеве попадали на землю, сам князь пополз на карачках. За непослушание Илья убил Соловья.

© 2024 kotomagazin.ru
kotomagazin - Все о наших животных